Шримад Бхагаватам
Песнь Двенадцатая
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Краткое описание Махапуруши
В этой главе говорится о поклонении Господу и в связи с этим — о Маха-Пуруше и различных аспектах, которые проявляет Солнце, входя в разные знаки зодиака. Вначале Шри Сута рассказывает Шаунаке Риши о материальных объектах, посредством которых человек может представить себе главные и второстепенные части тела Господа Шри Хари, а также Его оружие и одеяния. Затем он вкратце описывает путь крия-йоги, регламентированного поклонения Господу, следуя по которому смертный может обрести бессмертие. Далее Шаунака просит поведать о воплощении Господа Хари в образе бога Солнца, и Сута отвечает, что Господь Шри Хари — повелитель и изначальный творец вселенной, пребывающий в каждом ее атоме, — проявляет Себя в облике полубога, управляющего Солнцем. Мудрецы описывают разные проявления бога Солнца, в зависимости от его материального окружения. Чтобы поддерживать этот мир, Господь, Личность Бога, проявляет Свою энергию времени в образе Солнца и вместе с двенадцатью свитами своих приближенных проходит через все двенадцать знаков зодиака, начиная с месяца чайтра. Тот, кто помнит о величии Господа Шри Хари в облике Солнца, избавится от всех последствий своих грехов.
श्रीशौनक उवाच
अथेममर्थं पृच्छामो
भवन्तं बहुवित्तमम् ।
समस्ततन्त्रराद्धान्ते
भवान् भागवत तत्त्ववित् ॥१॥
Шри Шаунака сказал: О, Сута, ты лучший среди ученых людей и великий преданный Всевышнего Господа. Поэтому мы вопрошаем тебя об окончательном выводе тантрических писаний.
तान्त्रिकाः परिचर्यायां
केवलस्य श्रियः पतेः ।
अङ्गोपाङ्गायुधाकल्पं
कल्पयन्ति यथा च यैः ॥२॥
तन्नो वर्णय भद्रं ते
क्रियायोगं बुभुत्सताम् ।
येन क्रियानैपुणेन
मर्त्यो यायादमर्त्यताम् ॥३॥
Да пребудет с тобой удача! Пожалуйста, объясни нам, стремящимся к познанию, процесс крийа-йоги, практикуемой посредством регулярного поклонения трансцендентному Господу, супругу богини удачи. Пожалуйста, также объясни, как преданные Господа постигают части Его тела, спутников, оружие и украшения в соответствии с определёнными материальными представлениями. Поклоняясь Господу со знанием дела, смертный может обрести бессмертие.
सूत उवाच
नमस्कृत्य गुरून् वक्ष्ये
विभूतीर्वैष्णवीरपि ।
याः प्रोक्ता वेदतन्त्राभ्याम्
आचार्यैः पद्मजादिभिः ॥४॥
Сута Госвами сказал: Склоняясь перед моим духовным учителем, я перескажу описание достояний Господа Вишну, приведённое в Ведах и тантрах великими авторитетами, начиная с рождённого из лотоса Брахмы.
मायाद्यैर्नवभिस्तत्त्वैः
स विकारमयो विराट् ।
निर्मितो दृश्यते यत्र
सचित्के भुवनत्रयम् ॥५॥
Вселенская форма Личности Бога (вират) включает в себя девять основных элементов, начиная с непроявленной природы, и их последовательные трансформации. Как только эта вселенская форма была наделена сознанием, в ней проявились три планетные системы.
КОММЕНТАРИЙ: Девять основных элементов творения — это пракрити, сутра, махат-таттва, ложное эго и пять тонких способностей к восприятию. К их трансформациям относятся одиннадцать познающих органов и органов действия, а также пять грубых материальных элементов.
एतद्वै पौरुषं रूपं
भूः पादौ द्यौः शिरो नभः ।
नाभिः सूर्योऽक्षिणी नासे
वायुः कर्णौ दिशः प्रभोः ॥६॥
प्रजापतिः प्रजननम्
अपानो मृत्युरीशितुः ।
तद्बाहवो लोकपाला
मनश्चन्द्रो भ्रुवौ यमः ॥७॥
लज्जोत्तरोऽधरो लोभो
दन्ता ज्योत्स्ना स्मयो भ्रमः ।
रोमाणि भूरुहा भूम्नो
मेघाः पुरुषमूर्धजाः ॥८॥
Таково представление о Всевышнем Господе, как о вселенской личности, в которой земля ––– Его стопы, небо Его пупок, солнце - Глаза, ветер - ноздри, полубоги вторичного творения Его гениталии, смерть - анус, а луна Его ум. Райские планеты ––– голова Господа, направления - Его уши, а полубоги, защищающие различные планеты ––– множество Его рук. Бог смерти Его брови, стыд –– нижняя губа, жадность ––– верхняя губа, иллюзия ––– Его улыбка, свет луны ––– Его зубы, деревья - это волоски на теле всемогущего Пуруши, а облака ––– волосы на Его голове.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе, предназначенном для медитации, говорится, что различные объекты материального творения, такие как Земля, Солнце или деревья, поддерживаются различными частями тела вселенской формы Господа. В этом смысле они считаются неотличными от Него Самого.
यावानयं वै पुरुषो
यावत्या संस्थया मितः ।
तावानसावपि महा
पुरुषो लोकसंस्थया ॥९॥
Подобно тому, как размеры обычного человека можно определить, измерив различные части его тела, так же можно определить и размер Махапуруши, изучая устройство планетных систем Его вселенской формы.
कौस्तुभव्यपदेशेन
स्वात्मज्योतिर्बिभर्त्यजः ।
तत्प्रभा व्यापिनी साक्षात्
श्रीवत्समुरसा विभुः ॥१०॥
На Своей груди нерождённый Господь носит олицетворяющий чистоту души камень Каустубха, и знак Шриватса, который суть непосредственное проявление сияния этого самоцвета.
स्वमायां वनमालाख्यां
नानागुणमयीं दधत् ।
वासश्छन्दोमयं पीतं
ब्रह्मसूत्रं त्रिवृत्स्वरम् ॥११॥
बिभर्ति साङ्ख्यं योगं च
देवो मकरकुण्डले ।
मौलिं पदं पारमेष्ठ्यं
सर्वलोकाभयङ्करम् ॥१२॥
Его цветочная гирлянда - это материальная энергия, состоящая из разнообразных комбинаций гун природы. Его жёлтые одежды это стихотворные размеры Вед, а священный шнур ––– слог ом, состоящий из трёх звуков. Его серьги в форме акул - это процессы Санкхйи и йоги, а корона, дарующая бесстрашие обитателям всех миров, это высшее положение Брахмалоки.
अव्याकृतमनन्ताख्यम्
आसनं यदधिष्ठितः ।
धर्मज्ञानादिभिर्युक्तं
सत्त्वं पद्ममिहोच्यते ॥१३॥
Ананта - ложе Господа, это непроявленная фаза материальной природы, а лотосный трон Господа суть гуна благости, наделённая религией, знанием и т.д.
ओजःसहोबलयुतं
मुख्यतत्त्वं गदां दधत् ।
अपां तत्त्वं दरवरं
तेजस्तत्त्वं सुदर्शनम् ॥१४॥
नभोनिभं नभस्तत्त्वम्
असिं चर्म तमोमयम् ।
कालरूपं धनुः शार्ङ्गं
तथा कर्ममयेषुधिम् ॥१५॥
Булава Господа, это главный элемент, прана, включающий в себя энергии чувств, умственную и физическую силу. Его великолепная раковина - это элемент воды, диск Сударшана – элемент огня, а меч, чистый как небо – эфир. Его щит олицетворяет гуну невежества, лук, именуемый Шарнгой - время, а наполненный стрелами колчан – действующие органы чувств.
इन्द्रियाणि शरानाहुर्
आकूतीरस्य स्यन्दनम् ।
तन्मात्राण्यस्याभिव्यक्तिं
मुद्रयार्थक्रियात्मताम् ॥१६॥
Говорится, что стрелы Его - это чувства, а колесница ––– полный сил, действующий ум. Его внешность - тонкие объекты восприятия, а жесты рук - суть всей целенаправленной деятельности.
КОММЕНТАРИЙ: Любая деятельность в конечном счете направлена на достижение высшего совершенства жизни, которое даруют милостивые руки Господа. Руки Господа заверяют преданного в том, что ему нечего бояться, и возносят такого преданного в духовный мир, где он может общаться с Господом.
मण्डलं देवयजनं
दीक्षा संस्कार आत्मनः ।
परिचर्या भगवत
आत्मनो दुरितक्षयः ॥१७॥
Мандала - служит местом поклонения Господу, духовное посвящение предназначено для очищения души, а выполнение преданного служения - это процесс избавления от последствий всех грехов.
КОММЕНТАРИЙ: Следует медитировать на огненный диск Солнца как на место, где поклоняются Богу. Господь Кришна — источник всякого света, а потому вполне естественно, что на сияющем Солнце Ему поклоняются надлежащим образом.
भगवान् भगशब्दार्थं
लीलाकमलमुद्वहन् ।
धर्मं यशश्च भगवांश्
चामरव्यजनेऽभजत् ॥१८॥;
Игриво держа лотос, который представляет собой разнообразные достояния, обозначаемые словом бхага, Всевышний Господь принимает служение от пары опахал чамара, которые есть суть религия и слава.
आतपत्रं तु वैकुण्ठं
द्विजा धामाकुतोभयम् ।
त्रिवृद्वेदः सुपर्णाख्यो
यज्ञं वहति पूरुषम् ॥१९॥
О, брахманы, зонтик Господа это Его духовная обитель, Ваикунтха, где нет страха, а Гаруда, носящий Господа жертвоприношений - три Веды.
अनपायिनी भगवती
शृईः साक्षादात्मनो हरेः ।
विष्वक्षेनस्तन्त्रमूर्तिर्
विदितः पार्षदाधिपः ।
नन्दादयोऽष्टौ द्वाःस्थाश्च
तेऽणिमाद्या हरेर्गुणाः ॥२०॥
Богиня процветания Шри, которая никогда не покидает Господа, появляется с Ним в этом мире, как олицетворение Его внутренней энергии. Вишваксена, главный среди Его личных спутников, известен как олицетворение Панчаратры и других тантр. А восемь привратников Господа, возглавляемые Нандой - Его мистические совершенства, начиная с анимы.
КОММЕНТАРИЙ: Как пишет Шрила Джива Госвами, богиня процветания — изначальный источник всех материальных богатств.
Материальной природой непосредственно управляет низшая энергия Господа, махамайя, тогда как богиня процветания — Его внутренняя, высшая энергия. Тем не менее все великолепие, присущее даже низшей энергии Господа, берет начало в высшем, духовном великолепии богини процветания. В «Шри Хаяширша-панчаратре» утверждается:
параматма харир девас
тач-чхактих шрир иходита
шрир деви пракртих прокта
кешавах пурушах смртах
на вишнуна вина деви
на харих падмаджам вина
«Высшая Душа — это Господь Хари, а Его энергию знают в этом мире под именем Шри. Богиню Шри называют пракрити, а Верховного Господа Кешаву — пурушей. Эта богиня никогда не появляется без Него, и также Он никогда не приходит без нее».
В «Шри Вишну-пуране» (1.8.15) говорится:
нитйаива са джаган-мата
вишнох шрир анапайини
йатха сарва-гато вишнус
татхаивейам двиджоттамах
«Она вечная мать вселенной, богиня процветания, супруга Господа Вишну, которая никогда не разлучается с Ним. О лучший из брахманов, подобно Господу Вишну, она присутствует повсюду».
В той же «Вишну-пуране» (1.9.140) есть следующее утверждение:
эвам йатха джагат-свами
дева-дево джанарданах
аватарам каротй эва
татха шрис тат-сахайини
«Когда Господь мироздания, Бог богов, Джанардана, нисходит в этот мир, вместе с Ним сюда приходит и Его супруга, богиня процветания».
В «Сканда-пуране» говорится об абсолютно духовной природе богини процветания:
апарам те акшарам йа са
пракртир джада-рупика
шрих пара пракртих прокта
четана вишну-самшрайа
там акшарам парам прахух
паратах парам акшарам
харир эвакхила-гуно ’пй
акшара-трайам иритам
«Эта природа, которая проявляется в форме материального мира, непогрешима и занимает низшее положение. Богиню же процветания называют высшей природой. Она представляет собой чистое сознание, пребывающее под защитой Самого Господа Вишну. Про нее говорят, что она — высшее непогрешимое существо, однако величайшее из всех непогрешимых существ — Сам Господь Хари, изначальный обладатель всех трансцендентных качеств. Так описывают три непогрешимые категории».
Иначе говоря, хотя низшая энергия Господа неистощима и действует безупречно, ее способность проявлять временное, иллюзорное материальное великолепие существует лишь по милости внутренней энергии — богини процветания, супруги Верховного Господа.
В «Падма-пуране» (Уттара-кханда, 228.13-15) перечисляются восемнадцать привратников, охраняющих вход в обитель Господа. Их имена: Нанда, Сунанда, Джая, Виджая, Чанда, Прачанда, Бхадра, Субхадра, Дхата, Видхата, Кумуда, Кумудакша, Пундарика, Вамана, Шанкукарна, Сарванетра, Сумукха и Супратиштхита.
वासुदेवः सङ्कर्षणः
प्रद्युम्नः पुरुषः स्वयम् ।
अनिरुद्ध इति ब्रह्मन्
मूर्तिव्यूहोऽभिधीयते ॥२१॥
О, брахман Шаунака, Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха это имена непосредственных личных экспансий Всевышнего Господа.
स विश्वस्तैजसः प्राज्ञस्
तुरीय इति वृत्तिभिः ।
अर्थेन्द्रियाशयज्ञानैर्
भगवान् परिभाव्यते ॥२२॥
Верховная Личность Бога воспринимается в состояниях бодрствования, сна и глубокого сна – соответственно через - внешние объекты, ум и материальный разум, а также в четвёртом, трансцендентном состоянии - турья, которое характеризуется чистым знанием.
अङ्गोपाङ्गायुधाकल्पैर्
भगवांस्तच्चतुष्टयम् ।
बिभर्ति स्म चतुर्मूर्तिर्
भगवान् हरिरीश्वरः ॥२३॥
Господь Хари проявляется в четырёх личных экспансиях, каждая из которых содержит главные и второстепенные части тела, оружие и украшения. Посредством этих разных форм, Господь поддерживает четыре фазы бытия.
द्विजऋषभ स एष ब्रह्मयोनिः स्वयंदृक्
स्वमहिमपरिपूर्णो मायया च स्वयैतत् ।
सृजति हरति पातीत्याख्ययानावृताक्षो
विवृत इव निरुक्तस्तत्परैरात्मलभ्यः ॥२४॥
О, лучший из брахманов, Он один является самосветящимся, изначальным источником Вед, совершенным и полным в Своей славе. Посредством Своей материальной энергии Он творит, разрушает и поддерживает всю эту вселенную. Поскольку Он выполняет разнообразные материальные функции, Его иногда описывают как подверженного материальной двойственности, однако Он всегда остаётся на трансцендентном уровне. Тот, кто посвящает себя Ему, может осознать Его как саму свою душу.
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур советует нам проникнуться смирением, размышляя следующим образом: «Земля, всегда доступная моему взору, — это экспансия лотосных стоп моего Господа, на которого следует непрестанно медитировать. Все движущиеся и неподвижные существа нашли прибежище у Земли и, следовательно, пребывают у стоп моего Господа. Поэтому я должен с почтением относиться ко всем живым существам и ни к кому не питать вражды. На самом деле все живые существа, вместе взятые, — это драгоценный камень Каустубха на груди моего Господа. Поэтому я не должен ни над кем насмехаться и никому не должен желать зла». Постоянно размышляя таким образом, человек может достичь истинной цели своей жизни.
श्रीकृष्ण कृष्णसख वृष्ण्यृषभावनिध्रुग्
राजन्यवंशदहनानपवर्गवीर्य ।
गोविन्द गोपवनिताव्रजभृत्यगीत
तीर्थश्रवः श्रवणमङ्गल पाहि भृत्यान् ॥२५॥
О, Кришна, о, друг Арджуны, О, главный среди потомков Вршни, Ты уничтожаешь династии царей причиняющих беспокойства земле. Твоя доблесть никогда не угасает. Ты хозяин трансцендентной обители, и Твоя самая сокровенная слава, о которой поют пастухи и пастушки Врндавана и их слуги, дарует благо тем кто просто слушает о ней. О, Господь, пожалуйста, защити Своих преданных.
य इदं कल्य उत्थाय
महापुरुषलक्षणम् ।
तच्चित्तः प्रयतो जप्त्वा
ब्रह्म वेद गुहाशयम् ॥२६॥
Каждый, кто встаёт рано утром и с ясным умом, сосредоточенным на Махапуруше, тихо воспевает это описание Его качеств, осознает Господа как Верховную Абсолютную Истину, пребывающую в сердце.
श्रीशौनक उवाच
शुको यदाह भगवान्
विष्णुराताय शृण्वते ।
सौरो गणो मासि मासि
नाना वसति सप्तकः ॥२७॥
तेषां नामानि कर्माणि
नियुक्तानामधीश्वरैः ।
ब्रूहि नः श्रद्दधानानां
व्यूहं सूर्यात्मनो हरेः ॥२८॥
Шри Шаунака сказал: Пожалуйста, опиши нам, различные группы семи личностных ипостасей и спутников, которые Бог солнца проявляет каждый месяц, а также их имена и деяния. Спутники бога солнца, которые служат своему повелителю, это экспансии Верховной Личности Бога Хари в качестве правящего божества солнца. О, Шука, Вера наша в твои слова велика.
КОММЕНТАРИЙ: Выслушав, о чем говорили между собой две великих личности — Шукадева Госвами и Махараджа Парикшит, — Шаунака спрашивает теперь о Солнце как воплощении Верховного Господа. Хотя Солнце — царь всех планет, Шри Шаунаку этот ослепительный шар интересует, прежде всего, как воплощение Шри Хари, Верховной Личности Бога.
Всего существует семь категорий личностей, связанных с Солнцем. Солнце проходит свой путь по орбите за двенадцать месяцев. В каждый из этих месяцев правят разные экспансии бога Солнца, и каждую из них окружают свиты из шести спутников. В каждый из двенадцати месяцев, начиная с месяца вайшакха, бога Солнца называют по-разному, и его спутники также носят разные имена. Его свита состоит из мудреца, якши, гандхарва, апсары, ракшаса и нага. Таким образом, вместе с богом Солнца они составляют семь категорий личностей.
सूत उवाच
अनाद्यविद्यया विष्णोर्
आत्मनः सर्वदेहिनाम् ।
निर्मितो लोकतन्त्रोऽयं
लोकेषु परिवर्तते ॥२९॥
Сута Госвами сказал: Ход солнца среди других планет регулирует их движение. Оно сотворено посредством безначальной материальной энергии Господа Вишну, Высшей Души всех воплощённых существ .
एक एव हि लोकानां
सूर्य आत्मादिकृद्धरिः ।
सर्ववेदक्रियामूलम्
ऋषिभिर्बहुधोदितः ॥३०॥
Бог солнца, будучи неотличным от Господа Хари, суть душа всех миров и их изначальный творец. Он – источник всей ритуальной деятельности, предписанной в Ведах, и мудрецы называют Его множеством имён.
कालो देशः क्रिया कर्ता
करणं कार्यमागमः ।
द्रव्यं फलमिति ब्रह्मन्
नवधोक्तोऽजया हरिः ॥३१॥
О, Шаунака, Господь Хари, источник материальной энергии, в Его обличии бога солнца, описывается в девяти аспектах: время, место, усилия, исполнитель, инструмент, ритуал, писания, атрибуты поклонения и желаемый результат.
मध्वादिषु द्वादशसु
भगवान् कालरूपधृक् ।
लोकतन्त्राय चरति
पृथग्द्वादशभिर्गणैः ॥३२॥
Верховный Господь, как бог солнца, проявляет Свою энергию времени и проходит через каждый из двенадцати месяцев, начиная с Мадху, регулируя движение планет во вселенной. В каждом из этих месяцев с богом солнца путешествуют разные группы спутников.
धाता कृतस्थली हेतिर्
वासुकी रथकृन्मुने ।
पुलस्त्यस्तुम्बुरुरिति
मधुमासं नयन्त्यमी ॥३३॥
Мой дорогой мудрец, Дхата, как бог солнца, Кетастхали, как апсара, Хети, как ракшас, Васуки, как наг, Ратхакет, как йакша, Пуластйа, как мудрец и Тумбуру, как гандхарв, правят месяцем называемым Мадху или Чайтра.
अर्यमा पुलहोऽथौजाः
प्रहेतिः पुञ्जिकस्थली ।
नारदः कच्छनीरश्च
नयन्त्येते स्म माधवम् ॥३४॥
Арйама, как бог солнца, Пулаха, как мудрец, Атхауджа, как йакша, Прахети, как ракшас, Пунджикастхали, как апсара, Нарада как гадхарв и КаччханИра, как Наг, правят месяцем Мадхава(Вайшакха).
मित्रोऽत्रिः पौरुषेयोऽथ
तक्षको मेनका हहाः ।
रथस्वन इति ह्येते
शुक्रमासं नयन्त्यमी ॥३५॥
Митра, как бог солнца, Атри, как мудрец, Паурушейа, как ракшас, Такшака, как наг, Менака, как апсара, Хаха, как гандхарв и Ратхасвана, как йакша, правят месяцем Шукра(Джештха).
वसिष्ठो वरुणो रम्भा
सहजन्यस्तथा हुहूः ।
शुक्रश्चित्रस्वनश्चैव
शुचिमासं नयन्त्यमी ॥३६॥
Васиштха, как мудрец, Варуна, как бог солнца, Рамбха, как апсара, Сахаджанйа, как ракшас, Хуху, как гандхарв, Шукра, как наг и Читрасвана, как йакша, правят месяцем Шучи (Ашадха).
इन्द्रो विश्वावसुः श्रोता
एलापत्रस्तथाङ्गिराः ।
प्रम्लोचा राक्षसो वर्यो
नभोमासं नयन्त्यमी ॥३७॥
Индра, как бог солнца, Вишвавасу, как гандхарв, Шрота, как йакша, Элапатра, как наг, Ангира, как мудрец, Прамлоча, как апсара и Варйа, как ракшас, правят месяцем Набха(Шравана).
विवस्वानुग्रसेनश्च
व्याघ्र आसारणो भृगुः ।
अनुम्लोचा शङ्खपालो
नभस्याख्यं नयन्त्यमी ॥३८॥
Вивасван, как бог солнца, Уграсена, как гандхарв, Вйагхра, как ракшас, Ашарана, как йакша, Бхргу, как мудрец, Анумлоча, как апсара и Шанкхапала, как наг, правят месяцем Набхасйа (Бхадра).
पूषा धनञ्जयो वातः
सुषेणः सुरुचिस्तथा ।
घृताची गौतमश्चेति
तपोमासं नयन्त्यमी ॥३९॥
Пуша, как бог солнца, Дханарджна, как наг, Вата, как ракшас, Сушена, как гандхарв, Суручи, как йакша, Гхетачи, как апсара и Гаутама, как мудрец, правят месяцем Тапас(Магха).
ऋतुर्वर्चा भरद्वाजः
पर्जन्यः सेनजित्तथा ।
विश्व ऐरावतश्चैव
तपस्याख्यं नयन्त्यमी ॥४०॥
Риту, как йакша, Варча, как ракшас, Бхарадваджа, как мудрец, Парджанйа, как бог солнца, Сенаджит, как апсара, Вишва, как гандхарв и Аиравата, как наг, правят месяцем, известным как Тапасйа или Пхалгуна.
अथांशुः कश्यपस्तार्क्ष्य
ऋतसेनस्तथोर्वशी ।
विद्युच्छत्रुर्महाशङ्खः
सहोमासं नयन्त्यमी ॥४१॥
Аашу, как бог солнца, Кашйапа, как мудрец, Таркшйа, как йакша, Ритасена, как гандхарв, Урваши, как апсара, Видйуччхатру, как ракшас и Махашанкха, как наг, правят месяцем Сахас(Маргаширша).
भगः स्फूर्जोऽरिष्टनेमिर्
ऊर्ण आयुश्च पञ्चमः ।
कर्कोटकः पूर्वचित्तिः
पुष्यमासं नयन्त्यमी ॥४२॥
Бхага, как бог солнца, Спхурджа, как ракшас, Ариштанеми, как гандхарв, Урна, как йакша, Айур, как мудрец, Каркошака, как наг и Пурвачитти, как апсара, правят месяцем Пушйа.
त्वष्टा ऋचीकतनयः
कम्बलश्च तिलोत्तमा ।
ब्रह्मापेतोऽथ सतजिद्
धृतराष्ट्र इषम्भराः ॥४३॥
Твашта, как бог солнца, Джамадагни, сын Ришики, как мудрец; Камбалашва, как наг; Тилоттама, как апсара; Брахмапета, как ракшас; Шатаджит, как йакша; и Дхртараштра как гандхарв, хранят месяц Иша (Ашвина).
विष्णुरश्वतरो रम्भा
सूर्यवर्चाश्च सत्यजित् ।
विश्वामित्रो मखापेत
ऊर्जमासं नयन्त्यमी ॥४४॥
Вишну, как бог солнца, Ашватара, как наг, Рамбха, как апсара, Сурйаварша, как гандхарв, Сатйаджит, как йакша, Вишвамитра, как мудрец и Макхапета, как ракшас, правят месяцем Урджа(Карттика).
КОММЕНТАРИЙ: Все эти разные проявления бога Солнца и их спутники перечислены (по категориям) в «Курма-пуране»:
дхатарйама ча митраш ча
варунаш чендра эва ча
вивасван атха пуша ча
парджанйаш чамшур эва ча
бхагас твашта ча вишнуш ча
адитйа двадаша смртах
пуластйах пулахаш чатрир
васишто ’тхангира бхргух
гаутамо ’тха бхарадваджах
кашйапах кратур эва ча
джамадагних каушикаш ча
мунайо брахма-вадинах
ратхакрч чапй атходжаш ча
граманих суручис татха
ратха-читрасванах шрота
арунах сенаджит татха
таркшйа ариштанемиш ча
ртаджит сатйаджит татха
атха хетих прахетиш ча
паурушейо вадхас татха
варйо вйагхрас татхапаш ча
вайур видйуд дивакарах
брахмапеташ ча випендра
йаджнапеташ ча ракшаках
васуких каччханираш ча
такшаках шукра эва ча
элапатрах шанкхапалас
татхаиравата-самджнитах
дхананджайо махападмас
татха каркотако двиджах
камбало ’шватараш чаива
вахантй энам йатха-крамам
тумбурур нарадо хаха
хухур вишвавасус татха
уграсено васуручир
вишвавасур атхапарах
читрасенас татхорнайур
дхртараштро двиджоттамах
сурйаварча двадашаите
гандхарва гайатам варах
кртастхалй апсаро-варйа
татханйа пунджикастхали
менака сахаджанйа ча
прамлоча ча двиджоттамах
анумлоча гхртачй ча
вишвачй чорвашй татха
анйа ча пурвачиттих сйад
анйа чаива тилоттама
рамбха чети двиджа-шрештхас
татхаивапсарасах смртах
एता भगवतो विष्णोर्
आदित्यस्य विभूतयः ।
स्मरतां सन्ध्ययोर्नॄणां
हरन्त्यंहो दिने दिने ॥४५॥
Все эти личности –– исполненные достояний экспансии Верховной Личности Бога, Вишну, в форме бога солнца. Эти божества избавляют от последствий грехов тех, кто вспоминает их каждый день на рассвете и на закате.
द्वादशस्वपि मासेषु
देवोऽसौ षड्भिरस्य वै ।
चरन् समन्तात्तनुते
परत्रेह च सन्मतिम् ॥४६॥
Так, на протяжении двенадцати месяцев владыка солнца путешествует по всем направлениям с этими шестью видами спутников, даруя чистое сознание обитателям этой вселенной как в этой так и в слудущих жизнях.
सामर्ग्यजुर्भिस्तल्लिङ्गैर्
ऋषयः संस्तुवन्त्यमुम् ।
गन्धर्वास्तं प्रगायन्ति
नृत्यन्त्यप्सरसोऽग्रतः ॥४७॥
उन्नह्यन्ति रथं नागा
ग्रामण्यो रथयोजकाः ।
चोदयन्ति रथं पृष्ठे
नैरृता बलशालिनः ॥४८॥
Пока мудрецы славят бога солнца гимнами из Сама, Рг и Йаджур Вед, которые раскрывают его сущность, гандхарвы тоже поют Ему хвалу, а апсары танцуют перед его колесницей. Наги снаряжают упряжь, а йакши запрягают коней, пока могучие ракшасы толкают колесницу сзади.
वालखिल्याः सहस्राणि
षष्टिर्ब्रह्मर्षयोऽमलाः ।
पुरतोऽभिमुखं यान्ति
स्तुवन्ति स्तुतिभिर्विभुम् ॥४९॥
Стоя лицом к колеснице, шестьдесят тысяч брахманов, известных как Валакхилйи, движутся перед ней, вознося молитвы всемогущему богу солнца ведическими мантрами.
एवं ह्यनादिनिधनो
भगवान् हरिरीश्वरः ।
कल्पे कल्पे स्वमात्मानं
व्यूह्य लोकानवत्यजः ॥५०॥
Так, ради защиты всех миров, Верховный Господь Хари, нерождённый, безначальный и бесконечный, проявляется в течение каждого дня Брахмы в качестве Своих личных представителей.
Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к одиннадцатой главе Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Краткое описание Маха-Пуруши».