Шримад Бхагаватам

Песнь Двенадцатая

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Признаки Кали-йуги

В этой главе рассказывается, как в конце Кали-юги, когда все пороки и изъяны этого века усилятся настолько, что станут невыносимыми, Верховная Личность Бога придет в образе Калки и уничтожит всех безбожников. После этого начнется новая Сатья-юга.

Во время Кали-юги люди будут постепенно утрачивать все свои хорошие качества, тогда как пороков у них будет становиться все больше и больше. Атеистические представления под вывеской религии постепенно заменят собой все ведические принципы. Правители уподобятся бандитам с большой дороги, простые люди все больше будут склонны заниматься грязной деятельностью, и все сословия в обществе станут не лучше шудр. Коровы уменьшатся до размеров коз, духовные обители превратятся в дома материалистов, а семья в понимании людей будет сводиться к отношениям мужа и жены.

К концу Кали-юги на Земле воплотится Верховная Личность Бога. Господь явится в деревне Шамбхала, в доме возвышенного брахмана Вишнуяши, и звать Его будут Калки. Оседлав Своего коня Девадатту и взяв в руки меч, Он объедет весь мир и убьет миллионы бандитов, рядящихся в царские одежды. После этого на планете станут проявляться признаки прихода новой Сатья-юги. Когда луна, солнце и планета Брихаспати войдут в одно и то же созвездие и соединятся в лунном доме Пушья, начнется новая Сатья-юга. В нашей вселенной четыре века — Сатья, Трета, Двапара и Кали — сменяют друг друга, образуя цикл.

Эта глава завершается кратким описанием будущих династий Солнца и Луны, начало которым в следующую Сатья-югу положит Вайвасвата Ману. Два святых кшатрия, которые в конце этой Кали-юги восстановят два праведных рода — род бога Солнца, Вивасвана, и бога Луны, Чандры, живут и сейчас. Один из них — это Девапи, брат Махараджи Шантану, а другой — Мару, потомок Икшваку. Они живут неузнанными в деревне Калапа.

Текст 1

श्रीशुक उवाच
ततश्चानुदिनं धर्मः
सत्यं शौचं क्षमा दया ।
कालेन बलिना राजन्
नङ्क्ष्यत्यायुर्बलं स्मृतिः ॥१॥


Шукадева Госвами сказал: О, царь! Вследствие могущественного влияния века Кали, день ото дня будут ослабевать религия, правдивость, чистота, терпение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память.

КОММЕНТАРИЙ: В Кали-югу, век, в который мы живем, почти все хорошие качества, как описывается в этом стихе, постепенно сходят на нет. К примеру, дхарма, то есть уважение к высшей власти, побуждающее человека следовать заповедям религии, постепенно исчезает.

Западным теологам не удалось научно обосновать законы Бога, да и саму концепцию Бога, поэтому в истории западной мысли между теологией и наукой всегда существовало разграничение. В попытках разрешить этот конфликт некоторые теологи готовы изменить свои доктрины так, чтобы те соответствовали не только доказанным научным фактам, но даже псевдонаучным выдумкам и гипотезам, которые, не будучи подтвержденными, лицемерно провозглашаются «наукой». С другой стороны, некоторые фанатично настроенные теологи полностью отрицают все достижения науки и упрямо настаивают на истинности своих устаревших сектантских догм.

Лишенная систематической ведической теологии, материальная наука избрала губительный путь грубого материализма, а умозрительная западная философия свелась к поверхностным рассуждениям об относительной этике и невразумительному лингвистическому анализу. Неудивительно, что в наше время, когда лучшие умы Запада целиком погружены в изучение материи, в религиозной жизни западных людей, лишившейся интеллектуальной поддержки, превалируют либо слепой фанатизм, либо сомнительный мистицизм. Люди настолько несведущи в науке о Боге, что часто приравнивают Движение сознания Кришны к этим несуразным пародиям на теологию и религию. Таким образом, дхарма, то есть истинная религия, заключающаяся в строгом, сознательном подчинении законам Бога, постепенно исчезает.

Исчезает из человеческого общества и правдивость (сатйам), хотя бы потому, что люди просто не знают, что такое истина. Не имея представления об Абсолютной Истине, человек не сможет понять, в чем состоит настоящий смысл его жизни, даже если он обладает обширными познаниями в сфере относительного.

Кшама, терпимость, то есть способность прощать, также постепенно сходит на нет, поскольку не существует практического метода, благодаря которому люди могут очистить свое сердце и тем самым избавиться от зависти. Если человек не пользуется авторитетным методом духовного самосовершенствования — не повторяет святые имена Бога, — его умом завладеют гнев и зависть, а сам он станет ограниченным и мелочным. Поэтому в век Кали исчезает и дайа, милосердие. Все живые существа вечно связаны между собой узами совместного участия в божественном бытии Господа. Когда покровы атеизма и агностицизма заслоняют в сознании людей их экзистенциальное единство, люди утрачивают способность проявлять милосердие друг к другу; они не понимают, что заботиться о благе других живых существ в их собственных интересах. В действительности люди перестали проявлять милосердие даже к самим себе: они методично уничтожают сами себя, употребляя алкоголь, наркотики, табак, питаясь мясом, вступая в беспорядочные половые отношения и не гнушаясь другими доступными им дешевыми наслаждениями.

Такой самоубийственный образ жизни и могучая сила времени приводят к тому, что средняя продолжительность жизни людей (айур) сокращается. Стремясь завоевать доверие у простых людей, современные ученые часто приводят статистику, согласно которой наука якобы помогла увеличить среднюю продолжительность жизни. Однако эта статистика не учитывает то огромное количество людей, которых убивают при абортах. Если, вычисляя среднюю продолжительность жизни людей, учесть всех этих неродившихся детей, то обнаружится, что в век Кали люди вовсе не стали жить дольше — напротив, продолжительность их жизни сильно сократилась[1].

Балам, физическая сила, также уменьшается. В Ведах говорится, что пять тысяч лет назад, в минувшую эпоху, и люди, и даже животные и растения были больше и сильнее. В век Кали рост и физическая сила людей будут постепенно уменьшаться.

Смрти, память, также, без сомнения, ослабевает. В прежние века память у людей была исключительная; в отличие от нас, им не приходилось осложнять свою жизнь всевозможными техническими приспособлениями и разводить чудовищную бюрократию. Чтобы сохранить все необходимые знания и вечную мудрость, им не нужно было даже ничего записывать. Нетрудно видеть, что в век Кали все обстоит совершенно иначе.

Текст 2

वित्तमेव कलौ नॄणां
जन्माचारगुणोदयः ।
धर्मन्यायव्यवस्थायां
कारणं बलमेव हि ॥२॥


В Кали-йугу исключительно богатство будет считаться определяющим признаком хорошего рождения, правильного поведения и хороших качеств человека, а закон и справедливость будут устанавливаться тем, кто сильнее.

КОММЕНТАРИЙ: В век Кали принадлежность человека к высшему, среднему или низшему классу общества будет определяться исключительно его финансовым положением, независимо от его образования, культуры и умения вести себя. Предместья больших промышленных и торговых городов в наш век обычно отводятся для богатых людей. Но за дверями их роскошных, с претензией на аристократизм, резиденций, стоящих по обе стороны красивых, обсаженных деревьями улиц, часто происходят вещи неприглядные. За внешним лоском скрываются грех, разврат и ложь. Согласно Ведам, принадлежность человека к высшему классу определяется уровнем его культуры, а уровень культуры — его способностью действовать ради счастья всех живых существ. Каждое живое существо изначально исполнено счастья, ибо во всех телах находится вечная духовная искра, сопричастная божественному сознанию Творца. Восстановив это изначальное духовное понимание своей природы, мы вновь обретаем счастье и умиротворение, которое несет в себе это знание. По-настоящему просвещенный человек должен сам стремиться возродить свое духовное понимание и помогать другим утвердиться в таком же возвышенном состоянии сознания.

Великий западный философ Сократ говорил, что просвещенный человек естественным образом становится добродетельным. Шрила Прабхупада тоже подтверждал это. Однако в Кали-югу эта очевидная истина забыта. Вместо того чтобы стремиться к знанию и добродетели, люди, как звери, сражаются за деньги, не гнушаясь ничем. Те, кто побеждает в этой борьбе, становятся, что называется, заправилами современного общества, и их тугой кошелек обеспечивает им репутацию уважаемых, просвещенных и аристократичных людей.

В этом стихе также говорится, что в век Кали закон и «правосудие» подчиняются грубой силе (балам эва). Следует помнить, что в высокоразвитом ведическом обществе не было искусственного разделения на «духовное» и «мирское». Все цивилизованные люди считали само собой разумеющимся, что Бог повсюду и Его законы распространяются на всех живых существ. Поэтому санскритское слово дхарма указывает как на социальные, общественные обязанности, так и на религиозный долг человека. Таким образом, заботиться о семье — это дхарма, и служить с любовью Господу — тоже дхарма. Однако в этом стихе говорится, что в век Кали дхармой признается только грубая сила.

В первой главе этой песни мы видели, как этот закон постепенно проник на территорию Индии. Подобно этому, по мере того как западный мир обретал политическое, экономическое и технологическое господство над Азией, в мире распространялась идея о том, что индийские — и вообще любые не западные — религии, теология и философия примитивны и ненаучны, что они представляют собой просто мифы и предрассудки. К счастью, теперь эти высокомерные и нелогичные взгляды теряют былую популярность и все больше людей во всем мире начинают по достоинству оценивать поразительное богатство духовной философии и науки, которые содержатся в санскритских писаниях Индии. Иначе говоря, традиционная западная религия или эмпирическая наука, которая фактически заменила собой религию и стала общепризнанной мировоззренческой системой на Западе, для многих разумных людей перестали быть непреложной истиной только на том основании, что Запад установил политическое и экономическое господство над другими частями света и народами. Таким образом, появилась надежда, что духовные вопросы будут решаться не языком оружия, а языком философии.

В этом стихе также отмечается, что для сильных и слабых закон будет поворачиваться разными сторонами. Уже в наши дни истинное правосудие доступно лишь тем, кто может заплатить за него и силой отстоять свои права. В любом цивилизованном государстве каждый мужчина, женщина или ребенок должны в равной мере находиться под защитой закона и иметь возможность быстро прибегнуть к его помощи. В современном мире одинаковый доступ людей к правосудию часто называют правами человека. Утрата людьми даже этого элементарного права — один из самых очевидных изъянов Кали-юги.

Текст 3

दाम्पत्येऽभिरुचिर्हेतुर्
मायैव व्यावहारिके ।
स्त्रीत्वे पुंस्त्वे च हि रतिर्
विप्रत्वे सूत्रमेव हि ॥३॥


Мужчины и женщины будут сожительствовать лишь по причине сиюминутного влечения, а успех в делах будет зависеть от умения обманывать. Женственность и мужественность будут определяться лишь сексуальностью, а брахманом будут считать того, кто просто носит шнур.

КОММЕНТАРИЙ: Перед человеком стоит великая и очень важная цель — обрести духовное освобождение, и потому все основные институты человеческого общества, и прежде всего брак и воспитание детей, должны служить достижению этой великой цели. К сожалению, в наше время люди видят в браке, главным образом, возможность удовлетворять свои сексуальные желания.

Сексуальное влечение, которое побуждает особей мужского и женского пола практически во всех видах жизни вступать друг с другом в физическую связь, а в случае более развитых видов жизни — и в эмоциональную связь, в конечном счете неестественно, потому что основано на ложном представлении о себе как о теле. Жизнь сама по себе явление духовное. Биологическая машина, называемая телом, оживает только благодаря присутствию души. Сознание — это проявляемая внешне энергия души, поэтому наша способность осознавать свое существование изначально духовна. Когда жизнь, или сознание, попадает в биологическую машину и по ошибке принимает себя за нее, начинается материальная жизнь и возникает сексуальное желание.

Господь создал человеческую форму жизни для того, чтобы душа могла избавиться от ложных представлений о себе как о теле и вернуться к приносящему безграничную радость чистому божественному бытию. Однако из-за того, что наше отождествление с телом имеет долгую историю, большинству людей сложно сразу перестать подчиняться требованиям материалистичного ума. Поэтому ведические писания рекомендуют «мужчинам» и «женщинам» вступать в священный брак — духовный союз, в котором они могут соединяться в соответствии с правилами писаний. Таким образом, человек, избравший семейный образ жизни, может без помех для своего духовного развития удовлетворить потребности своих чувств и в то же время, следуя указаниям писаний, доставить удовольствие Господу, находящемуся в его сердце.

В Кали-югу такое понимание смысла брака практически утрачено. В наше время, как говорится в этом стихе, мужчины и женщины сходятся друг с другом, как животные, побуждаемые только взаимным влечением к телам друг друга, состоящим из плоти, костей, кожи, крови и проч. Иначе говоря, в современном безбожном обществе слабый и поверхностный человеческий разум не в силах пробиться сквозь плотные материальные покрытия вечной души, поэтому семейная жизнь в большинстве случаев утратила свое высшее предназначение и ценность.

Вследствие этого, как утверждается в данном стихе, в век Кали «настоящими женщинами» считаются только те, кто сексуально привлекателен и искушен в половых отношениях. Подобно этому, «настоящий мужчина» тоже обязательно должен быть сексуально привлекательным. Лучшим доказательством такого легкомысленного понимания смысла брака служит та бешеная популярность, которой пользуются в наше время кинозвезды, знаменитые певцы и другие представители шоу-бизнеса. На самом деле гоняться за все новыми видами половых удовольствий, доступными в разных телах, — все равно что пить старое, прокисшее вино из новой бутылки. Однако в Кали-югу мало кто способен понять это.

В последней строке этого стиха говорится, что в век Кали можно будет прослыть священнослужителем или брахманом, просто надев ритуальные одежды. В Индии брахманы носят священный шнур, в других странах у священнослужителей другие облачения и другие знаки отличия. Однако в век Кали, чтобы занять место в духовной иерархии, вовсе не обязательно обладать знанием о Боге — достаточно внешних регалий.

Текст 4

लिङ्गमेवाश्रमख्याताव्
अन्योन्यापत्तिकारणम् ।
अवृत्त्या न्यायदौर्बल्यं
पाण्डित्ये चापलं वचः ॥४॥


О духовном положении человека будут судить только по внешним атрибутам, и  переход из одного духовного уклада в другой будет заключаться лишь в их смене. Человеку будут доверять только если он достаточно зарабатывает, а выдающимся ученым будет считаться тот, кто искусно жонглирует словами.

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущем стихе было сказано, что в век Кали священнослужителей будут узнавать только по их облачению. В этом стихе говорится, что в Кали-югу тот же самый принцип будет распространяться на четыре уклада духовной жизни — учеников, семейных людей, тех, кто отошел от дел, и тех, кто отрекся от мира.

Еще одна опасность, подстерегающая людей в Кали-югу, — это заблуждение, в которое легко впасть, пытаясь найти понастоящему разумного человека. В наше время так называемые ученые и философы создали для каждой из областей знания очень запутанную, непонятную для непосвященных терминологию, и, когда они дают лекции, люди решают, что эти ученые очень умны, просто потому, что они умеют говорить так, что их никто не понимает. В западной культуре греческие софисты были первыми, кто стал систематически доказывать, что риторика и «убедительность» речи важнее мудрости и чистоты, и теперь, в двадцатом веке, софистика переживает свой расцвет. В современных университетах не осталось места для мудрости, тогда как объемы технической информации буквально безграничны. Большинство современных мыслителей не имеют ни малейшего понятия о высшей, духовной реальности, но, поскольку они могут красиво говорить, остальные люди просто не замечают их невежества.

Текст 5

अनाढ्यतैवासाधुत्वे
साधुत्वे दम्भ एव तु ।
स्वीकार एव चोद्वाहे
स्नानमेव प्रसाधनम् ॥५॥


Человек будет осуждаем, если у него нет денег, лицемерие станет  добродетелью, а в брак будут вступать просто по устному согласию.  Люди перестанут  украшать тело знаками и атрибутами и чтобы пристойно выглядеть будет достаточно омовения.

КОММЕНТАРИЙ: Современные социологи показали, что в обществе, где царят протестантские ценности, бедность считается признаком лени, нечистоплотности, глупости, безнравственности и никчемности. Однако в обществе, нацеленном на обретение сознания Бога, многие люди решают посвятить себя поискам духовного знания, добровольно отказываясь от попыток обрести материальные богатства. В этом случае их стремление к простой и аскетичной жизни указывает на их разум, самообладание и стремление достичь высшей цели жизни. Разумеется, бедность сама по себе не наделяет человека всеми этими добродетелями, но в некоторых случаях она может быть их следствием. Однако в Кали-югу о такой возможности часто забывают.

Слово дамбха указывает на ханжу — человека, которого не столько заботит то, является ли он святым, сколько то, кажется ли он таковым. В век Кали есть огромное множество самовлюбленных и лицемерных фанатиков от религии, которые утверждают, что только им открыта истина, путь и свет. Во многих странах такое умонастроение приводит к грубому подавлению религиозной свободы и лишило людей возможности вступать в цивилизованный духовный диалог. К счастью, существует немало стран, в которых провозглашена свобода вероисповедания, но при этом даже там самодовольные лицемеры-святоши считают искренних и праведных последователей других религий язычниками и демонами.

Религиозные фанатики с Запада часто сами подвержены дурным привычкам: они курят, пьют, вступают в беспорядочные половые связи, играют в азартные игры и убивают животных. И хотя последователи Движения сознания Кришны никогда не вступают в недозволенные половые отношения, не принимают никаких наркотиков, не играют в азартные игры и не убивают животных, а жизнь свою целиком посвящают прославлению Бога, религиозные ханжи объявляют такой строгий образ жизни и преданность Богу «проделками дьявола». Таким образом, грех в Кали-югу становится религиозностью, а святость — демонизмом. Эта прискорбная неспособность людей различать даже элементарные признаки духовности — зримая примета Кали-юги.

В наш век институт брака постепенно приходит в упадок. Даже свидетельство о браке люди зачастую цинично отвергают, как «клочок бумаги». Забыв о духовном предназначении брака и считая секс главной целью семейной жизни, похотливые мужчины и женщины не желают взваливать на себя бремя законного брака и предпочитают просто предаваться наслаждениям, не утруждая себя докучливыми формальностями. Эти недалекие люди утверждают, что «секс — это естественно». Но тогда беременность и роды тоже нужно считать естественными. А для ребенка естественно воспитываться с любящими отцом и матерью и еще более естественно иметь на протяжении жизни одного отца и одну мать. Психологические исследования доказывают, что ребенку в равной степени нужна забота и отца, и матери; это означает, что естественный секс подразумевает постоянные отношения в браке. Лицемеры оправдывают беспорядочный секс, утверждая, что «это естественно», однако при этом, чтобы избежать его не менее естественного последствия — беременности, используют противозачаточные средства, которые, вне всякого сомнения, на деревьях не растут. В противозачаточных средствах нет ничего естественного. Таким образом, лицемерие и глупость процветают в век Кали.

В конце этого стиха говорится, что в наш век люди разучились украшать свои тела должным образом. Человек должен носить на теле украшения, имеющие религиозный смысл. Вайшнавы рисуют на своих телах тилак, освященный именем Бога. Однако в Кали-югу люди бездумно отвергают все религиозные и даже материальные формальности.

Текст 6

दूरे वार्ययनं तीर्थं
लावण्यं केशधारणम् ।
उदरंभरता स्वार्थः
सत्यत्वे धार्ष्ट्यमेव हि ।
दाक्ष्यं कुटुम्बभरणं
यशोऽर्थे धर्मसेवनम् ॥६॥


Удалённый водоём будет расцениваться как святое место, а о красоте будут судить  по причёске. Чревоугодие станет целью жизни, а наглость будут принимать за правдивость. Умение содержать семью станет критерием опыта, а принципы религии будут соблюдаться только для поддержания репутации.

КОММЕНТАРИЙ: В Индии есть много святых мест, где текут священные реки. Чтобы избавиться от грехов, множество недалеких людей станет омываться в этих реках, но на живущих в этих святых местах чистых преданных Господа и на их наставления они не будут обращать никакого внимания. В святое место нужно отправляться не просто ради ритуального омовения, но ради духовного знания.

В этот век люди неустанно меняют свои прически, пытаясь таким образом стать привлекательнее и сексуальнее. Они не знают, что истинная красота исходит из сердца, от души, и по-настоящему красив лишь тот, кто чист сердцем. Выжить в век Кали будет все труднее и труднее, а потому признаком успеха станет полный желудок, и того человека, который сможет прокормить свою семью, будут считать необычайно успешным в делах. Что же касается религии, то если кто и будет следовать религиозным принципам, то только ради престижа. Ни о каком понимании природы Верховной Личности Бога тут не будет и речи.

Текст 7

एवं प्रजाभिर्दुष्टाभिर्
आकीर्णे क्षितिमण्डले ।
ब्रह्मविट्क्षत्रशूद्राणां
यो बली भविता नृपः ॥७॥


По мере того, как землю наводнит неблагочестивое население, власть будет брать сильнейший, независимо от сословия.

Текст 8

प्रजा हि लुब्धै राजन्यैर्
निर्घृणैर्दस्युधर्मभिः ।
आच्छिन्नदारद्रविणा
यास्यन्ति गिरिकाननम् ॥८॥


Лишившись жён и имущества из-за таких алчных и немилосердных правителей, которые будут вести себя не лучше обыкновенных воров, подданные будут сбегать в горы и леса.

Текст 9

शाकमूलामिषक्षौद्र
फलपुष्पाष्टिभोजनाः ।
अनावृष्ट्या विनङ्क्ष्यन्ति
दुर्भिक्षकरपीडिताः ॥९॥


Измученные голодом и чрезмерными налогами, люди будут есть листья, коренья, плоть, дикий мёд, плоды, цветы и семена. Страдая от засухи, они дойдут до полного истощения.

КОММЕНТАРИЙ: «Шримад-Бхагаватам» точно описывает будущее нашей планеты. Как лист, сорванный с дерева или другого растения, вянет, засыхает и разлагается, так и человеческое общество, оторванное от Верховного Господа, приходит в упадок и в конце концов гибнет от царящего в нем насилия и хаоса. У нас есть компьютеры и ракеты, но, если Верховный Господь не пошлет дожди, мы все будем голодать.

Текст 10

शीतवातातपप्रावृड्
हिमैरन्योन्यतः प्रजाः ।
क्षुत्तृड्भ्यां व्याधिभिश्चैव
सन्तप्स्यन्ते च चिन्तया ॥१०॥


Подданные будут сильно страдать от холода, ветра, жары, дождя и снега. Кроме того, их будут мучить раздоры, голод, жажда, болезни и невыносимые тревоги.

Текст 11

त्रिंशद्विंशति वर्षाणि
परमायुः कलौ नृणाम् ॥११॥


Максимальная продолжительность жизни для людей Кали-йуги будет пятьдесят лет.

Текст 12-16

क्षीयमाणेषु देहेषु
देहिनां कलिदोषतः ।
वर्णाश्रमवतां धर्मे
नष्टे वेदपथे नृणाम् ॥१२॥
पाषण्डप्रचुरे धर्मे
दस्युप्रायेषु राजसु ।
चौर्यानृतवृथाहिंसा
नानावृत्तिषु वै नृषु ॥१३॥
शूद्रप्रायेषु वर्णेषु
च्छागप्रायासु धेनुषु ।
गृहप्रायेष्वाश्रमेषु
यौनप्रायेषु बन्धुषु ॥१४॥
अणुप्रायास्वोषधीषु
शमीप्रायेषु स्थास्नुषु ।
विद्युत्प्रायेषु मेघेषु
शून्यप्रायेषु सद्मसु ॥१५॥
इत्थं कलौ गतप्राये
जनेषु खरधर्मिषु ।
धर्मत्राणाय सत्त्वेन
भगवानवतरिष्यति ॥१६॥


К окончанию века Кали тела всех живых существ значительно уменьшатся в размерах, а религиозные принципы варнашрамы будут разрушены. Путь Вед будет  совершенно забыт человеческим обществом, а так называемые религии будут в большинстве своем атеистичными. Почти все цари превратятся в воров, основными занятями людей станут кражи, ложь и бессмысленное насилие, а все  общественные уклады опустятся до низшего уровня шудр. Коровы будут размером с козу, духовные обители не лучше мирских домов, а семейные узы не далее ближайших связей брака. Большинство растений и трав измельчают, а деревья станут карликовыми.  В облаках будут непрестанно сверкать молниии, праведность покинет дома, а люди по качествам своим уподобятся ослам. В это самое время Верховная Личность Бога явится на земле. Силой действия чистой благости Он спасёт вечную Дхарму.

КОММЕНТАРИЙ: В этих стихах подчеркивается, что большинство так называемых религий Кали-юги будут по сути атеистичными (пашанда-прачуре дхарме). В подтверждение этого предсказания «Бхагаватам» Верховный суд США постановил, что, для того чтобы систему верований можно было назвать религией, в ней не обязательно должно признаваться существование верховного повелителя. Кроме того, в наше время внимание современных ученых-атеистов привлекают системы верований, основанные на философии пустоты. Чаще всего эти атеистические верования приходят с Востока, и ученые пишут популярные ныне эзотерические труды, где подробно исследуют параллели между восточной и западной разновидностью этой философии.

В данных стихах ярко описываются множество отталкивающих проявлений эпохи Кали. В конце концов, на исходе этого века, Господь Кришна придет в образе Калки и сотрет с лица земли людей, превратившихся в безнадежных демонов.

Текст 17

चराचरगुरोर्विष्णोर्
ईश्वरस्याखिलात्मनः ।
धर्मत्राणाय साधूनां
जन्म कर्मापनुत्तये ॥१७॥


Господь Вишну ––– Верховная Личность Бога, духовный владыка всех движущихся и неподвижных живых существ и Высшая душа всего ––– принимает рождение, чтобы защитить принципы религии и освободить Своих преданных от последствий кармической деятельности.

Текст 18

शम्भलग्राममुख्यस्य
ब्राह्मणस्य महात्मनः ।
भवने विष्णुयशसः
कल्किः प्रादुर्भविष्यति ॥१८॥


Господь Калки явится в доме самого возвышенного брахмана в селении Шамбала, великой души Вишнуйаши.

Текст 19-20

अश्वमाशुगमारुह्य
देवदत्तं जगत्पतिः ।
असिनासाधुदमनम्
अष्टैश्वर्यगुणान्वितः ॥१९॥
विचरन्नाशुना क्षौण्यां
हयेनाप्रतिमद्युतिः ।
नृपलिङ्गच्छदो दस्यून्
कोटिशो निहनिष्यति ॥२०॥


Калки аватара, Господь вселенной, оседлает Своего быстрого коня Девадатту и с мечом в руке обойдет землю, проявляя Свои восемь мистических совершенств и восемь особых божественных качеств. Излучая ослепительное сияние и скача с огромной скоростью, Он уничтожит на своем пути миллионы воров,  осмелилившихся рядиться в царские одежды.

КОММЕНТАРИЙ: В этих стихах описываются захватывающие игры Господа Калки. Нашему взору открывается картина, которая способна приковать внимание каждого: могучий, необычайно прекрасный человек скачет верхом на коне, мчащемся с бешеной скоростью, и Своим мечом уничтожает жестоких демонов.

Конечно, фанатичные материалисты могут возразить, что этот образ Господа Калки — просто антропоморфное творение человеческого ума, божество, придуманное людьми, которым хочется верить в некое высшее существо. Однако этот аргумент совсем не логичен и ничего не доказывает. Это всего лишь мнение некоторых людей. Нам нужна вода, но это не значит, что мы ее создали. Мы также нуждаемся в еде, кислороде и многих других вещах, которые не создаем. Как правило, любую из наших нужд можно удовлетворить существующим в этом мире объектом, поэтому, раз нам так нужен Верховный Господь, то само наличие этого желания означает, что Верховный Господь действительно существует. Другими словами, природа наделила нас определенными потребностями, и, как правило, мы нуждаемся в тех вещах, которые реально существуют и на самом деле необходимы нам для жизни. Мы нуждаемся в Боге, потому что мы Его неотъемлемые частички, которые не могут без Него жить. В конце Кали-юги этот самый Господь явится в облике Калки-аватары и выбьет из демонов их скверну.

Текст 21

अथ तेषां भविष्यन्ति
मनांसि विशदानि वै ।
वासुदेवाङ्गरागाति
पुण्यगन्धानिलस्पृशाम् ।
पौरजानपदानां वै
हतेष्वखिलदस्युषु ॥२१॥


После того, как самозваные цари будут убиты, жители городов и деревень ощутят  лёгкое дуновение ветра, несущее благоухание сандаловой пасты и других священных  украшений Господа Васудевы и умы их очистятся.

КОММЕНТАРИЙ: Нет чувства возвышенней, чем то, которое может испытать человек, которого спас от гибели великий герой, оказавшийся к тому же Верховным Господом. После смерти демонов в конце Кали-юги всю Землю облетит напоенный духовным ароматом ветер, и атмосфера на Земле снова станет удивительно прекрасной и безмятежной.

Текст 22

तेषां प्रजाविसर्गश्च
स्थविष्ठः सम्भविष्यति ।
वासुदेवे भगवति
सत्त्वमूर्तौ हृदि स्थिते ॥२२॥


Господь Васудева, Верховная Личность Бога явится в их сердцах в Своей трансцендентной форме благости, и оставшиеся в живых начнут заново заселять землю.

Текст 23

यदावतीर्णो भगवान्
कल्किर्धर्मपतिर्हरिः ।
कृतं भविष्यति तदा
प्रजासूतिश्च सात्त्विकी ॥२३॥


Когда Всевышний Господь явится на земле как Калки, хранитель религии, начнётся Сатйа-йуга, и следующие поколения будут рождаться в гуне добродетели.

Текст 24

यदा चन्द्रश्च सूर्यश्च
तथा तिष्यबृहस्पती ।
एकराशौ समेष्यन्ति
भविष्यति तदा कृतम् ॥२४॥


Когда Луна, Солнце и Брхаспати(Юпитер) соберутся вместе в созвездии Карката, и все три одновременно войдут в лунный дом Пушйа ––– в этот самый момент начнётся эпоха Сатйа или Крита.

Текст 25

येऽतीता वर्तमाना ये
भविष्यन्ति च पार्थिवाः ।
ते त उद्देशतः प्रोक्ता
वंशीयाः सोमसूर्ययोः ॥२५॥


Итак, я описал всех царей ––– прошлых, ныне живущих и будущих ––– которые принадлежат к солнечной и луной династии.

Текст 26

आरभ्य भवतो जन्म
यावन्नन्दाभिषेचनम् ।
एतद्वर्षसहस्रं तु
शतं पञ्चदशोत्तरम् ॥२६॥


От твоего рождения до коронации царя Нанды пройдёт 1150 лет.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя ранее Шукадева Госвами описал царские династии, которые в общей сложности должны были править Землей в течение почти полутора тысяч лет, судя по всему, некоторые из царей правили одновременно. Поэтому окончательными следует считать хронологические данные, приведенные в этом стихе.

Текст 27-28

सप्तर्षीणां तु यौ पूर्वौ
दृश्येते उदितौ दिवि ।
तयोस्तु मध्ये नक्षत्रं
दृश्यते यत्समं निशि ॥२७॥
तेनैव ऋषयो युक्तास्
तिष्ठन्त्यब्दशतं नृणाम् ।
ते त्वदीये द्विजाः काल
अधुना चाश्रिता मघाः ॥२८॥


Из семи звёзд, образующих созвездие Семи Мудрецов, первыми на ночном небе восходят Пулаха и Крату. Говорится, что лунный дом, через который пройдёт по  этим звездам небесный меридиан, соединяющий север и юг, будет управлять  созвездием Семи Мудрецов в это время. Семь Мудрецов останутся связанными именно с этим лунным домом на сто человеческих лет. В течение твоей жизни, о царь, они разместились в накшатре, под названием Магха.

Текст 29

विष्णोर्भगवतो भानुः
कृष्णाख्योऽसौ दिवं गतः ।
तदाविशत्कलिर्लोकं
पापे यद्रमते जनः ॥१९॥


Всевышний Господь Вишну сияет словно солнце, и известен как Кришна. Когда Он вернулся в Свою духовную обитель, в этот мир вошёл Кали, и люди начали получать удовольствие от греховных поступков.

Текст 30

यावत्स पादपद्माभ्यां
स्पृशनास्ते रमापतिः ।
तावत्कलिर्वै पृथिवीं
पराक्रन्तुं न चाशकत् ॥३०॥


Пока Господь Шри Кришна, супруг богини удачи, касался земли Своими лотосными стопами, у Кали не было силы, чтобы захватить эту планету.

КОММЕНТАРИЙ: Пока Господь Кришна находился на Земле, Кали до какой-то степени проявлял себя в нечестивых поступках Дурьйодханы и его приспешников, однако Господь Кришна постоянно подавлял влияние Кали. До тех пор пока Господь Кришна не покинул эту планету, Кали не удавалось проявить себя в полную силу.

Текст 31

यदा देवर्षयः सप्त
मघासु विचरन्ति हि ।
तदा प्रवृत्तस्तु कलिर्
द्वादशाब्दशतात्मकः ॥३१॥

Когда созвездие семи мудрецов проходит через лунный дом Магха, начинается эпоха Кали. Она длится двенадцать сотен лет по исчислению полубогов.

Текст 32

यदा मघाभ्यो यास्यन्ति
पूर्वाषाढां महर्षयः ।
तदा नन्दात्प्रभृत्येष
कलिर्वृद्धिं गमिष्यति ॥३२॥


Когда великие мудрецы созвездия Саптариши перейдут из Магха в Пурвашадху, Кали войдёт в полную силу, начиная с династии царя Нанды.

Текст 33

यस्मिन् कृष्णो दिवं यातस्
तस्मिन्नेव तदाहनि ।
प्रतिपन्नं कलियुगम्
इति प्राहुः पुराविदः ॥३३॥


Знатоки истории утверждают, что с того самого дня, как Господь Шри Кришна ушёл в духовный мир началось влияние века Кали.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя, строго говоря, Кали-юга должна была начаться еще в то время, пока Господь Кришна присутствовал на Земле, этому греховному веку пришлось смиренно ждать ухода Верховной Личности Бога.

Текст 34

दिव्याब्दानां सहस्रान्ते
चतुर्थे तु पुनः कृतम् ।
भविष्यति तदा नॄणां
मन आत्मप्रकाशकम् ॥३४॥


Через тысячу небесных лет Кали-йуги снова проявится Сатйа-йуга. К тому времени умы всех людей прояснятся.

Текст 35

इत्येष मानवो वंशो
यथा सङ्ख्यायते भुवि ।
तथा विट्शूद्रविप्राणां
तास्ता ज्ञेया युगे युगे ॥३५॥


Итак, я описал тебе царскую династию Ману, такой как она известна на земле.  Подобным образом можно изучать историю вайшйев, шудр и брахманов, живших в различные эпохи.

Текст 36

एतेषां नामलिङ्गानां
पुरुषाणां महात्मनाम् ।
कथामात्रावशिष्टानां
कीर्तिरेव स्थिता भुवि ॥३६॥


Эти великие души известны теперь  только по именам. Они существуют только в преданиях прошлого, и лишь их слава остаётся на земле.

Текст 37

देवापिः शान्तनोर्भ्राता
मरुश्चेक्ष्वाकुवंशजः ।
कलापग्राम आसाते
महायोगबलान्वितौ ॥३७॥


ДевАпи, брат Махараджи Шантану, и Мару, потомок Икшваку, обладают огромной мистической силой  и поныне живут в КалАпе(столице Шамбалы).

Текст 38

ताविहैत्य कलेरन्ते
वासुदेवानुशिक्षितौ ।
वर्णाश्रमयुतं धर्मं
पूर्ववत्प्रथयिष्यतः ॥३८॥


В конце эпохи Кали эти два царя, получив наставления непосредственно от Верховной Личности Бога, Васудевы, вернутся в человеческое общество и восстановят вечную дхарму людей, которой свойственно деление на варны и ашрамы, как это было прежде.

Текст 39

कृतं त्रेता द्वापरं च
कलिश्चेति चतुर्युगम् ।
अनेन क्रमयोगेन
भुवि प्राणिषु वर्तते ॥३९॥


Цикл из четырёх эпох ––– Сатйа, Трета, Двапара и Кали – постоянно повторяется  на земле, воспроизводя одну и ту же общую последовательность событий.

Текст 40

राजन्नेते मया प्रोक्ता
नरदेवास्तथापरे ।
भूमौ ममत्वं कृत्वान्ते
हित्वेमां निधनं गताः ॥४०॥


Мой дорогой царь Парикшит, все цари, которых я описал и другие люди приходили в этот мир претендуя на владение им, но, в конце концов, все они покинули его,  встретив свою гибель.

Текст 41

कृमिविड्भस्मसंज्ञान्ते
राजनाम्नोऽपि यस्य च ।
भूतध्रुक्तत्कृते स्वार्थं
किं वेद निरयो यतः ॥४१॥


Телесные обозначения временны, и то что сегодня называется «царь» - завтра будет  «черви», «испоражнения» и «прах». Что может знать о своем истинном благе человек, если он ради своего тела причиняет вред другим живым существам, и таким образом просто прокладывает себе дорогу в ад?

КОММЕНТАРИЙ: После смерти тело могут похоронить, и в могиле его будут пожирать черви, или же его выбросят на улицу или оставят в лесу, и тогда его съедят дикие звери, и все, что останется от этого тела через некоторое время, — это их испражнения. Или же тело сожгут, и тогда оно превратится в пепел. Поэтому свое тело не следует использовать для того, чтобы причинять страдания другим живым существам, ибо, поступая так, человек прокладывает себе дорогу в ад. В этом стихе слово бхута также указывает и на другие формы жизни, помимо человеческой, ибо все они являются творениями Бога. Разумный человек должен победить свою злобу, заставляющую его причинять страдания другим, и, встав на путь сознания Кришны, научиться видеть присутствие Бога во всем.

Текст 42

कथं सेयमखण्डा भूः
पूर्वैर्मे पुरुषैर्धृता ।
मत्पुत्रस्य च पौत्रस्य
मत्पूर्वा वंशजस्य वा ॥४२॥


 [Цари материалисты думают]: «Эта бескрайняя земля принадлежала моим предшественникам, а теперь ей правлю я. Как сделать так, чтобы она осталась в руках моих сыновей, внуков и других потомков?»

КОММЕНТАРИЙ: Это пример глупой жажды обладания.

Текст 43

तेजोऽबन्नमयं कायं
गृहीत्वात्मतयाबुधाः ।
महीं ममतया चोभौ
हित्वान्तेऽदर्शनं गताः ॥४३॥


Глупцы принимают тело, состоящее из земли, воды и огня за своё «я», а эту землю     за - «моё». В любом случае они покидают своё тело и землю и уходят в небытие.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя душа и вечна, наши так называемые семейные традиции и земная слава канут в небытие.

Текст 44

ये ये भूपतयो राजन्
भुञ्जते भुवमोजसा ।
कालेन ते कृताः सर्वे
कथामात्राः कथासु च ॥४४॥


Мой дорогой царь Парикшит, все эти цари, пытавшиеся своими силами наслаждаться землёй, были низвергнуты силой времени, став не более чем историческими хрониками.

КОММЕНТАРИЙ: Слово раджан, «о царь», имеет в этом стихе очень важное значение. Махараджа Парикшит готовился оставить тело и вернуться домой, обратно к Богу, и Шукадева Госвами, его милосердный духовный учитель, постарался уничтожить любые возможные остатки его привязанности к положению царя, показав ему всю ничтожность этого положения. По беспричинной милости духовного учителя человек может подготовиться к возвращению домой, к Богу. Духовный учитель учит, что мы должны перестать цепляться за материальную иллюзию и покинуть царство майи. Хотя Шукадева Госвами очень резко говорит в этой главе об эфемерной славе материального мира, следует понимать, что он проявляет здесь беспричинную милость духовного учителя, который забирает своего преданного ученика в царство Бога, на Вайкунтху.

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхунады ко второй главе Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Признаки Кали-юги».

Предыдущая главаСледующая глава