Шримад Бхагаватам

Песнь Двенадцатая

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Бхуми-гита(Песнь Земли)

В этой главе Земля рассказывает о глупости многочисленных царей, пытавшихся покорить ее. Здесь также утверждается, что, несмотря на все многочисленные пороки Кали-юги, прославление имени Господа Хари полностью уничтожает их.

Великие цари, которые на самом деле являются просто игрушками в руках смерти, хотят победить шесть внутренних врагов — пять чувств и ум — и надеются, что таким образом им удастся покорить Землю со всеми ее морями и океанами. Глядя на их несбыточные мечты, Земля просто смеется, ибо в конце концов всем этим царям придется покинуть эту планету и отправиться в другое место, как это было со всеми их предшественниками. Более того, даже захватив всю Землю — которая на самом деле остается неподвластной им и которую они в любом случае потеряют — или какую-то часть Земли, отцы, сыновья, братья, друзья и родственники начинают ссориться из-за власти.

Таким образом, изучая историю, мы легко можем понять, что все материальные достижения временны, и этот вывод должен помочь нам развить в себе непривязанность к мирскому. В конечном счете высшая цель жизни любого существа — развить чистую преданность Господу Кришне, которая уничтожает всю скверну. В Сатья-югу религия была совершенной и твердо опиралась на свои четыре ноги — правдивость, милосердие, аскетизм и щедрость. С приходом каждого из последующих веков, начиная с Трета-юги, эти добродетели утрачивают четверть своей силы. В Кали-югу опоры религии обладают лишь одной четвертью от своей былой силы, а со временем исчезнут и вовсе. В Сатья-югу преобладает гуна благости, в Трета-югу — гуна страсти. В Двапара-югу правят гуны страсти и невежества, а в век Кали царствует гуна невежества. Атеизм, измельчание и деградация всего в мире, а также чрезмерное внимание к гениталиям и желудку — характерные черты Кали-юги. Живые существа, оскверненные влиянием Кали, не поклоняются Верховному Господу, Шри Хари, даже несмотря на то, что, повторяя Его имя и найдя у Него прибежище, они могут освободиться от всех оков и без труда достичь высшей цели жизни. Однако если Верховная Личность Бога все же воцарится в сердцах обусловленных душ Кали-юги, тогда все недостатки места и времени и пороки людей, присущие этому веку, тут же будут уничтожены. Кали-юга — это океан пороков, однако у нее есть одно неоспоримое достоинство: просто повторяя имя Кришны, человек может освободиться от влияния материи и достичь Абсолютной Истины. Все, чего в Сатья-югу можно было достичь с помощью медитации, в Трета-югу — с помощью жертвоприношений, а в Двапара-югу — поклонением в храме, в век Кали можно без труда обрести с помощью простого метода хари-киртана.

Текст 1

श्रीशुक उवाच
दृष्ट्वात्मनि जये व्यग्रान्
नृपान्हसति भूरियम् ।
अहो मा विजिगीषन्ति
मृत्योः क्रीडनका नृपाः ॥१॥


Шукадева Госвами сказал: Взирая на то, как земные правители стремятся покорить её, Земля рассмеялась. Она сказала: «Только взгляните, как эти цари, которые всего лишь игрушки в руках смерти, желают подчинить меня».

Текст 2

काम एष नरेन्द्राणां
मोघः स्याद्विदुषामपि ।
येन फेनोपमे पिण्डे
येऽतिविश्रम्भिता नृपाः ॥२॥


Даже самые мудрые правители из-за материального вожделения потерпели на своем пути неудачу. Движимые вожделением, эти цари возлагают великую надежду и веру  на мёртвый комок плоти, называемый телом, даже когда эта материальная оболочка исчезает  подобно пузырям пены на воде.

Текст 3-4

पूर्वं निर्जित्य षड्वर्गं
जेष्यामो राजमन्त्रिणः ।
ततः सचिवपौराप्त
करीन्द्रानस्य कण्टकान् ॥३॥
एवं क्रमेण जेष्यामः
पृथ्वीं सागरमेखलाम् ।
इत्याशाबद्धहृदया
न पश्यन्त्यन्तिकेऽन्तकम् ॥४॥


Цари и политики воображают: «Сначала я одолею чувства и ум; затем подчиню моих главных министров, советников, подданных, друзей и родственников, а также  богатых владельцев слонов и так избавлюсь от терний препятствий на моём пути к  покорению всей земли». Охваченные великими ожиданиями, такие правители не замечают притаившуюся рядом смерть.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы удовлетворить свою жажду власти, непреклонные политики, тираны и командующие армиями совершают суровые аскетические подвиги и идут на великие жертвы, подчиняя себя жесткой дисциплине. Овладев собой, они отправляют свои армии сражаться за власть над морем, сушей, воздухом и пространством. Хотя всех этих людей вместе с их последователями вскоре проглотит смерть — ибо рождение и смерть в этом мире неизбежны, — они с маниакальным упорством продолжают гнаться за призрачной славой.

Текст 5

समुद्रावरणां जित्वा
मां विशन्त्यब्धिमोजसा ।
कियदात्मजयस्यैतन्
मुक्तिरात्मजये फलम् ॥५॥


Завоевав все земли, эти гордые цари вторгаются в океан, чтобы победить и его. Самоконтроль в корыстных целях - бессмыслен. Подлинная цель самоконтроля – духовное освобождение.

Текст 6

यां विसृज्यैव मनवस्
तत्सुताश्च कुरूद्वह ।
गता यथागतं युद्धे
तां मां जेष्यन्त्यबुद्धयः ॥६॥


О, лучший из Куру, Бхуми продолжала: Хотя в прошлом многие великие люди и их потомки оставили землю, покинув этот мир в том же беспомощном состоянии, в каком и пришли, но и сегодня глупцы пытаются завоевать меня.

Текст 7

मत्कृते पितृपुत्राणां
भ्रातृणां चापि विग्रहः ।
जायते ह्यसतां राज्ये
ममताबद्धचेतसाम् ॥७॥


Ради того, чтобы захватить меня, привязанные к приходящему люди сражаются друг с другом. В жажде власти отец встает на сына и брат на брата.

Текст 8

ममैवेयं मही कृत्स्ना
न ते मूढेति वादिनः ।
स्पर्धमाना मिथो घ्नन्ति
म्रियन्ते मत्कृते नृपाः ॥८॥


Такие правители бросают друг другу вызов: «Вся эта земля моя! Она не твоя, глупец!»  Затем нападают друг на друга и гибнут.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе с необыкновенной точностью описывается умонастроение мирских политиков, порождающее бесчисленные конфликты в этом мире. К примеру, сейчас, когда мы переводим этот том «Шримад-Бхагаватам», армии Великобритании и Аргентины яростно сражаются из-за крошечных Фолклендских островов.

В реальности всей Землей владеет Верховный Господь. Безусловно, границы между государствами существуют и в богопослушном обществе. Однако, если в таком обществе и возникают политические трения, они очень быстро улаживаются, а люди всех стран всегда рады друг другу и уважают право каждого жить в мире.

Текст 9-13

पृथुः पुरूरवा गाधिर्
नहुषो भरतोऽर्जुनः ।
मान्धाता सगरो रामः
खट्वाङ्गो धुन्धुहा रघुः ॥९॥
तृणबिन्दुर्ययातिश्च
शर्यातिः शन्तनुर्गयः ।
भगीरथः कुवलयाश्वः
ककुत्स्थो नैषधो नृगः ॥१०॥
हिरण्यकशिपुर्वृत्रो
रावणो लोकरावणः ।
नमुचिः शम्बरो भौमो
हिरण्याक्षोऽथ तारकः ॥११॥
अन्ये च बहवो दैत्या
राजानो ये महेश्वराः ।
सर्वे सर्वविदः शूराः
सर्वे सर्वजितोऽजिताः ॥१२॥
ममतां मय्यवर्तन्त
कृत्वोच्चैर्मर्त्यधर्मिणः ।
कथावशेषाः कालेन
ह्यकृतार्थाः कृता विभो ॥१३॥

Такие цари как Притху, Пурурава, ГАдхи, Нахуша, Бхарата, Картавирйа, Арджуна, Мандхата, СагАра, Рама, Кхатванга, Дхундхуха, Рагху, Тринабинду, Йайати, Шарйати, Шантану, Гайа, Бхагиратха, КувалайАшва, КакУштха, НаишАдха, Нрига, Хиранйакашипу, Вритра, Равана, который заставил весь мир стенать, Намучи, ШАмбара, Бхакума, Хиранйакша и ТАрака, а также многие другие демоны и цари, обладавшие огромным могуществом, знанием, и героизмом – покоряли всех и были непобедимы. Тем не менее, о, всемогущий Господь, хотя они и прожили свою жизнь, изо всех сил пытаясь овладеть мной, все они подчинились неумолимому ходу времени, оставив после себя лишь воспоминания. Никто из них так и не смог править вечно.

КОММЕНТАРИЙ: Как пишет Шрила Шридхара Свами и подтверждает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, царь Рама, о котором упоминается здесь, — это не Рамачандра, воплощение Господа. Махараджа Притху — это воплощение Личности Бога, Верховного Господа, который проявил все качества земного царя и предъявлял свои права на всю Землю. Однако святые цари, подобные Махарадже Притху, повелевают Землей от имени Верховной Личности Бога, тогда как демоны вроде Хираньякашипу или Раваны пытаются эксплуатировать Землю ради собственного наслаждения. Но и святые цари, и демоны должны будут покинуть эту планету. Таким образом, время камня на камне не оставляет от порядков, установленных ими.

Современные политические лидеры не могут обрести даже временного господства над всем миром, и их разум и богатство также не безграничны. Они обладают всего лишь крупицей власти, жизнь их ничтожно коротка, и им, как правило, не хватает элементарной житейской мудрости. Поистине, их судьба — это судьба неудачников, павших жертвами собственного честолюбия.

Текст 14

कथा इमास्ते कथिता महीयसां
विताय लोकेषु यशः परेयुषाम् ।
विज्ञानवैराग्यविवक्षया विभो
वचोविभूतीर्न तु पारमार्थ्यम् ॥१४॥

Шуадева Госвами сказал: О, могучий Парикшит, я поведал тебе обо всех этих царях, которые прославились на весь мир, а затем ушли. Моей истинной целью было преподать тебе трансцендентное знание и научить отрешённости. Истории о царях  усиливают и украшают эти повествования, но сами по себе не являются  высшим аспектом знания.

КОММЕНТАРИЙ: «Шримад-Бхагаватам» ведет своего читателя к совершенству трансцендентного знания, и потому все рассказы, содержащиеся в нем, несут в себе очень глубокие духовные уроки, хотя на первый взгляд может показаться, что в этой книге просто рассказывается о правлении царей или других материальных вещах. Связанные с Кришной, любые, даже самые обычные, рассказы становятся трансцендентными повествованиями, способными привести читателя к совершенству жизни.

Текст 15

यस्तूत्तमःश्लोकगुणानुवादः
सङ्गीयतेऽभीक्ष्णममङ्गलघ्नः ।
तमेव नित्यं शृणुयादभीक्ष्णं
कृष्णेऽमलां भक्तिमभीप्समानः ॥१५॥

Человек, стремящийся к чистому преданному служению Господу Кришне, должен слушать описания прославленных качеств Господа Уттамашлоки, постоянное воспевание которых уничтожает всё неблагоприятное. Такое слушание и помятование должно сопровождать преданного постоянно.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку любые темы, просто связанные с Господом Кришной, становятся чистыми и духовными, то рассказы о деяниях Самого Господа Кришны, связаны они с политикой или нет, без сомнения, являются лучшим предметом для слушания. Слово нитйам указывает здесь на регулярное слушание рассказов о Господе Кришне, а абхикшнам означает постоянное памятование о духовном опыте, полученном в процессе такого слушания.

Текст 16

श्रीराजोवाच
केनोपायेन भगवन्
कलेर्दोषान् कलौ जनाः ।
विधमिष्यन्त्युपचितांस्
तन्मे ब्रूहि यथा मुने ॥१६॥

Царь Парикшит сказал: Мой господин, как смогут люди, живущие в эпоху Кали,  оградить себя от накапливающейся скверны этого века? О, великий мудрец, пожалуйста, объясни мне это.

КОММЕНТАРИЙ: Царь Парикшит был святым царем, исполненным сострадания. Поэтому, выслушав описание страшных проявлений Кали-юги, он не мог не спросить, как те, кто родится в этом веке, смогут избавиться от влияния присущей ему скверны.

Текст 17

युगानि युगधर्मांश्च
मानं प्रलयकल्पयोः ।
कालस्येश्वररूपस्य
गतिं विष्णोर्महात्मनः ॥१७॥


Пожалуйста, расскажи о различных эпохах вселенской истории, особых качествах каждой эпохи, продолжительности космического сохранения и уничтожения, и о движении времени, которое является непосредственным представителем Высшей Души, Личности Бога, Господа Вишну.

Текст 18

श्रीशुक उवाच
कृते प्रवर्तते धर्मश्
चतुष्पात्तज्जनैर्धृतः ।
सत्यं दया तपो दानम्
इति पादा विभोर्नृप ॥१८॥


Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, в начале, в Сатйа-йугу, век истины, религия предстаёт, стоя на всех своих четырёх ногах, и люди этой эпохи тщательно хранят её. Эти четыре ноги Дхармы суть правдивость, сострадание, аскетизм и милосердие.

КОММЕНТАРИЙ: Подобно тому как существует четыре времени года, есть также четыре периода, через которые проходит Земля, и каждый длится сотни тысяч лет. Первый из них — это Сатья-юга, в которую люди отличаются склонностью к благотворительности и другими добродетелями.

Истинная щедрость, которую в этом стихе называют данам, состоит в том, чтобы дарить другим бесстрашие и свободу, а вовсе не возможности для материальных наслаждений или облегчения страданий. Любые наши попытки делать материальное добро людям в конце концов сводятся на нет неумолимым временем. Поэтому только осознание своей вечной природы, неподвластной законам времени, может сделать человека бесстрашным, а настоящая свобода — это свобода от материальных желаний, ибо только человек, свободный от желаний, может выйти из-под власти законов природы. А значит, настоящее добро, которое мы можем принести людям, состоит в том, чтобы помочь им возродить в себе вечное, духовное сознание.

Религию здесь называют словом вибху, «могучая», ибо универсальные законы религии неотличны от Самого Господа и помогают человеку попасть в Его царство. Добродетели, о которых говорится здесь, — правдивость, милосердие, аскетизм и желание творить добро — это универсальные проявления благочестия, не зависящие от конкретной формы исповедуемой человеком религии.

В Первой песни «Шримад-Бхагаватам» четвертой опорой религии названа чистота. По словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, слово данам в этом стихе можно перевести и так.

Текст 19

सन्तुष्टाः करुणा मैत्राः
शान्ता दान्तास्तितिक्षवः ।
आत्मारामाः समदृशः
प्रायशः श्रमणा जनाः ॥१९॥


Люди Сатйа-йуги по большей части самоудовлетворены, милостивы, дружелюбны, умиротворены, мудры и терпимы. Они черпают удовольствие изнутри, видя равенство во всём и всегда усердно стремясь к духовному совершенству.

КОММЕНТАРИЙ: Сама-даршана, беспристрастность, основана на понимании того, что за всем материальным разнообразием и во всех живых существах пребывает Высший Дух.

Текст 20

त्रेतायां धर्मपादानां
तुर्यांशो हीयते शनैः ।
अधर्मपादैरनृत
हिंषासन्तोषविग्रहैः ॥२०॥


В Трета-йугу каждая нога религии постепенно ослабевает на одну четверть под влиянием четырёх столпов безбожия – лжи, насилия, неудовлетворённости и раздора.

КОММЕНТАРИЙ: Правдивость постепенно уходит под влиянием лжи, милосердие — под влиянием насилия, аскетизм — под влиянием неудовлетворенности, а ссоры ослабляют великодушие и чистоту.

Текст 21

तदा क्रियातपोनिष्ठा
नातिहिंस्रा न लम्पटाः ।
त्रैवर्गिकास्त्रयीवृद्धा
वर्णा ब्रह्मोत्तरा नृप ॥२१॥


В эпоху Трета люди посвящают себя выполнению ритуалов и аскез. Они не применяют чрезмерного насилия и не слишком стремятся к чувственным наслаждением. Их интересует преимущественно религиозность, экономическое развитие и регулируемое наслаждение чувств, и они достигают процветания, следуя предписаниям трёх Вед. О, царь, хотя в эту эпоху общество разделено на четыре класса, большинство людей - брахманы.

Текст 22

तपःसत्यदयादानेष्व्
अर्धं ह्रस्वति द्वापरे ।
हिंसातुष्ट्यनृतद्वेषैर्
धर्मस्याधर्मलक्षणैः ॥२२॥


В Двапара-йугу религиозные качества аскетизма, правдивости, сострадания и милосердия ослабевают наполовину из-за своих безбожных противоположностей – неудовлетворённости, лжи, насилия и враждебности.

Текст 23

यशस्विनो महाशीलाः
स्वाध्यायाध्ययने रताः ।
आध्याः कुटुम्बिनो हृष्टा
वर्णाः क्षत्रद्विजोत्तराः ॥२३॥


В век Двапара люди очень благородны и стремятся славе. Они посвящают себя изучению Вед, владеют огромными богатствами, содержат большие семьи и страстно наслаждаются жизнью. Из четырёх классов самые многочисленные – это кшатрии и брахманы.

Текст 24

कलौ तु धर्मपादानां
तुर्यांशोऽधर्महेतुभिः ।
एधमानैः क्षीयमाणो
ह्यन्ते सोऽपि विनङ्क्ष्यति ॥२४॥


В эпоху Кали остаётся только одна четвёрть религиозных принципов. Но и они будут постоянно ослабевать из-за всё возрастающего безбожия и, в конце концов, рухнут.

Текст 25

तस्मिन्लुब्धा दुराचारा
निर्दयाः शुष्कवैरिणः ।
दुर्भगा भूरितर्षाश्च
शूद्रदासोत्तराः प्रजाः ॥२५॥


В век Кали люди склонны к жадности, отличаются дурным поведением,  немилосердны, и враждуют друг с другом без веской причины. Несчастные и обуреваемые материальными желаниями, люди Кали-йуги практически все падшие шудры.

КОММЕНТАРИЙ: Мы видим, что в наше время большинство населения составляют рабочие, служащие, рыбаки, ремесленники и другие типы, принадлежащие к сословию шудр. Просвещенные преданные Бога и благородные правители встречаются крайне редко, и даже независимые бизнесмены и фермеры постепенно исчезают, так как мощные корпорации превращают их в своих наемных работников. Огромные территории Земли населены дикарями и нецивилизованными людьми, отчего обстановка в мире накаляется и делается мрачной. Движение сознания Кришны призвано исправить существующее катастрофическое положение дел. Это единственная надежда для людей ужасного века, называемого Кали-югой.

Текст 26

सत्त्वं रजस्तम इति
दृश्यन्ते पुरुषे गुणाः ।
कालसञ्चोदितास्ते वै
परिवर्तन्त आत्मनि ॥२६॥


Материальные гуны – благость, страсть и невежество – хитросплетения которых наблюдаются в человеческом уме, приводятся в движение силой времени.

КОММЕНТАРИЙ: Четыре эпохи, описанные в этих стихах, суть проявления различных гун материальной природы. В век истины, Сатья-югу, преобладает гуна благости, а Кали-юга — это время преобладания невежества. По словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, в каждую из эпох в качестве подпериодов иногда могут проявляться и другие три эпохи. Так, даже в Сатья-югу может появиться демон, одержимый гуной невежества, а в век Кали на какое-то время могут воцариться высшие религиозные принципы. Как описывается в «Шримад-Бхагаватам», три гуны природы пронизывают собой все и вся, однако общий характер любого материального объекта определяет преобладающая гуна или комбинация гун. Таким образом, в каждый из веков три гуны существуют в разных пропорциях. Однако особые подпериоды, с преобладанием благости (Сатья), страсти (Трета), страсти и невежества (Двапара) или невежества (Кали), существуют в каждой из эпох.

Текст 27

प्रभवन्ति यदा सत्त्वे
मनोबुद्धीन्द्रियाणि च ।
तदा कृतयुगं विद्याज्
ज्ञाने तपसि यद्रुचिः ॥२७॥


Когда ум, разум и чувства прочно укрепились в гуне благости, это время следует считать Сатйа-йугой, веком истины. Люди тогда черпают наслаждение в знании и аскетизме.

КОММЕНТАРИЙ: Слово крта означает «совершаемый» или «исполняемый». Это значит, в век истины все религиозные обязанности исполняются людьми должным образом, и люди черпают огромное наслаждение в обретении духовного знания и аскезе. Даже в Кали-югу те, кто находится под влиянием гуны благости, черпают удовольствие в постижении духовного знания и самоограничениях, которых требует от них духовная практика. Эта возвышенная форма существования возможна для тех, кто обуздал сексуальное желание.

Текст 28

यदा कर्मसु काम्येषु
भक्तिर्यशसि देहिनाम् ।
तदा त्रेता रजोवृत्तिर्
इति जानीहि बुद्धिमन् ॥२८॥


О, разумнейший, время, когда обусловленные души действуют из чувства долга, но имеют скрытые мотивы и эгоистичные желания, следует считать веком Трета, в котором преобладают качества страсти.

Текст 29

यदा लोभस्त्वसन्तोषो
मानो दम्भोऽथ मत्सरः ।
कर्मणां चापि काम्यानां
द्वापरं तद्रजस्तमः ॥२९॥


Когда вместе со стремлением к эгоистической деятельности появляются жадность, ложная гордыня, лицемерие и зависть - такое время называется веком Двапара, которым правят смешанные гуны страсти и невежества.

Текст 30

यदा मायानृतं तन्द्रा
निद्रा हिंसा विषादनम् ।
शोकमोहौ भयं दैन्यं
स कलिस्तामसः स्मृतः ॥३०॥


Когда преобладает обман, ложь, лень, сонливость, насилие, депрессия, скорбь, беспорядок, страх и нищета, это - век Кали, эпоха гуны невежества.

КОММЕНТАРИЙ: В Кали-югу большинство людей исповедуют грубый материализм и их мало привлекает духовное развитие.

Текст 31

तस्मात्क्षुद्रदृशो मर्त्याः
क्षुद्रभाग्या महाशनाः ।
कामिनो वित्तहीनाश्च
स्वैरिण्यश्च स्त्रियोऽसतीः ॥३१॥


Из-за плохих качеств века Кали люди станут недальновидными, несчастными, прожорливыми, похотливыми и нищими. Став нецеломудренными, женщины будут свободно ходить от одного мужчины к другому. 

КОММЕНТАРИЙ: В век Кали часто люди, считающие себя интеллектуалами, горячие поборники личной свободы, поощряют половую распущенность. На самом же деле ложные представления о себе как о теле и стремление обрести «личную свободу» на уровне тела, а не на уровне души — признаки глубочайшего невежества и кабальной зависимости человека от вожделения. Когда женщины утрачивают целомудрие, в результате их похоти рождается множество внебрачных детей. Эти дети воспитываются в психологически неблагоприятной среде, и, как следствие, формируется общество, состоящее из психически неустойчивых и невежественных людей. Это состояние дел нетрудно видеть повсюду в мире.

Текст 32

दस्यूत्कृष्टा जनपदा
वेदाः पाषण्डदूषिताः ।
राजानश्च प्रजाभक्षाः
शिश्नोदरपरा द्विजाः ॥३२॥


Городами будут править воры. Веды будут осквернены спекулятивными толкованиями атеистов. Политические лидеры будут пить соки из своих подданных, а так называемые священники и интеллектуалы будут преданны своим желудкам и гениталиям.

КОММЕНТАРИЙ: Во многих больших городах находиться ночью на улице небезопасно. К примеру, ни одному человеку в здравом уме не придет в голову гулять ночью по Центральному парку Нью-Йорка, потому что все знают, что их там непременно ограбят. Кроме обычных воров, которых в наш век предостаточно, большие города наводнены грабителями-бизнесменами, которые всеми правдами и неправдами заставляют людей покупать бесполезные, а порой даже вредные товары. Уже давно доказано, что табак, алкоголь и многие другие распространенные в наш век товары губят физическое здоровье, не говоря уже о душевном, однако современные предприниматели не гнушаются никакими психологическими приемами, лишь бы убедить людей покупать эти вещи. Жители современных городов дышат грязным воздухом и живут в оскверненной ментальной среде, поэтому даже обычные люди приходят к выводу о том, что жить в городах стало невыносимо.

В этом стихе также отмечается, что в этот век учение Вед будет искажено. В престижных университетах студенты изучают индуизм, однако преподаватели этой дисциплины объявляют индийскую религию политеистической и ведущей к безличному освобождению, несмотря на бесчисленные факты, свидетельствующие об обратном. На самом деле все ведические писания — это единое целое, как утверждает Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (15.15): ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах — «Цель изучения всех Вед — постичь Меня [Кришну]». Все ведические писания предназначены для того, чтобы дать нам знание о Верховной Личности, Абсолютной Истине, — Вишну, или Кришне. Господь имеет множество имен и приходит в разных обликах, однако Он является единственным высшим существом, и Он личность. Однако в Кали-югу это понимание Вед утрачивается.

В этом стихе Шукадева очень точно отмечает, что «правители будут буквально пожирать своих подданных, а так называемые священнослужители и интеллектуалы станут рабами своего желудка и гениталий». Остается только констатировать этот прискорбный факт.

Текст 33

अव्रता बटवोऽशौचा
भिक्षवश्च कुटुम्बिनः ।
तपस्विनो ग्रामवासा
न्यासिनोऽत्यर्थलोलुपाः ॥३३॥


Брахмачари будут отказываться выполнять обеты и потеряют свою чистоту, домохозяева станут нищими, ванапрастхи будут жить в деревнях, а саннйаси станут алчными.

КОММЕНТАРИЙ: В век Кали брахмачарья, ученичество с обязательным соблюдением безбрачия, практически отсутствует. В Америке многие бывшие школы для мальчиков теперь стали школами совместного обучения, потому что юноши отказываются учиться без постоянного общения с чувственными молоденькими девушками. Мы также видели, что студенческие общежития на Западе — это, пожалуй, самые грязные места в мире. Шукадева Госвами предсказывает это, употребляя слово ашаучах.

Что касается обнищавших грихастх, то, когда преданные Господа ходят от двери к двери, распространяя трансцендентные книги и прося пожертвования на распространение славы Бога, они часто слышат раздраженный ответ: «А мне кто даст пожертвование?» Семейные люди в Кали-югу не отличаются щедростью. Из-за скупости они злятся, когда посвятившие свою жизнь служению Богу обращаются к ним.

В ведической культуре было принято, что семейные пары по достижении пятидесяти лет отправлялись в святые места, чтобы жить там аскетичной жизнью и стараться достичь духовного совершенства. Однако в таких странах, как Америка, построены целые города для людей преклонного возраста, где они могут выставлять себя на посмешище, тратя последние годы своей жизни на игру в гольф, пинг-понг и шафлборд и разыгрывая жалкую пародию на любовные романы, в то время как тела их постепенно гниют, а сами они впадают в старческий маразм. Такое элементарное неуважение к достигнутому ими почтенному возрасту указывает на упрямое и кощунственное нежелание понять истинное предназначение человеческой жизни.

Слова нйасино ’тйартха-лолупах означают, что харизматичные религиозные лидеры и даже те, кто не отличается особой харизмой, будут обманывать наивных людей, объявляя себя пророками, святыми и воплощениями Бога с единственной целью — заработать побольше денег на их наивности. Поэтому Международное общество сознания Кришны без устали трудится над тем, чтобы восстановить ученичество, подразумевающее целомудрие, семейную жизнь, основанную на религиозных принципах, достойный отход от дел, позволяющий человеку духовно развиваться, и истинное духовное лидерство для всего мира. Сегодня, 9 мая 1982 года, в городе наслаждений Рио-де-Жанейро в Бразилии, мы посвятили трех молодых людей, двух бразильцев и одного американца, в санньясу, жизнь в отречении от мира, с искренней надеждой, что они будут строго следовать данным обетам и станут настоящими духовными лидерами Южной Америки.

Текст 34

ह्रस्वकाया महाहारा
भूर्यपत्या गतह्रियः ।
शश्वत्कटुकभाषिण्यश्
चौर्यमायोरुसाहसाः ॥३४॥


Женщины сильно уменьшатся в размерах, будут неумерены в еде, многодетны  и утратят всякий стыд. Они будут грубы, проявлять склонность к воровству, обману и чрезмерой наглости.

Текст 35

पणयिष्यन्ति वै क्षुद्राः
किराटाः कूटकारिणः ।
अनापद्यपि मंस्यन्ते
वार्तां साधु जुगुप्सिताम् ॥३५॥


Предприниматели будут лживы и заниматься торговлей по мелочам. Люди без всякой веской причины,  без зазрения совести будут зарабатывать на жизнь любыми отвратительными способами.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя существует множество других профессий, люди без колебаний соглашаются работать в угольных шахтах, на бойнях, металлургических заводах, в пустынях, на плавучих нефтяных вышках, подводных лодках и в других тому подобных ужасных местах. Здесь также отмечается, что бизнесмены будут считать обман и ложь вполне приемлемым способом вести дела. Таковы признаки Кали-юги.

Текст 36

पतिं त्यक्ष्यन्ति निर्द्रव्यं
भृत्या अप्यखिलोत्तमम् ।
भृत्यं विपन्नं पतयः
कौलं गाश्चापयस्विनीः ॥३६॥


Слуги будут покидать разорившегося хозяина, даже если он обладает прекрасными качествами. А хозяева будут выгонять немощного слугу, даже если он из поколения в поколение служит семье. Коров будут выгонять или убивать, когда они перестанут давать молоко.

КОММЕНТАРИЙ: Корову считают в Индии священным животным вовсе не потому, что все индусы — примитивные поклонники мифологических тотемов: просто последователи индуизма достаточно разумны, чтобы понять, что корова является одной из матерей человека. Почти все мы выросли на коровьем молоке, и потому корова — одна из наших матерей. Безусловно, положение матери священно, люди не должны убивать коров.

Текст 37

पितृभ्रातृसुहृज्ज्ञातीन्
हित्वा सौरतसौहृदाः ।
ननान्दृश्यालसंवादा
दीनाः स्त्रैणाः कलौ नराः ॥३७॥


В Кали-йугу мужчины будут несчастны и подвластны женщинам. Они будут отвергать своих отцов, братьев, родственников и друзей, и вместо них общаться с сёстрами и братьями своих жён. Таким образом, их понимание дружбы будет основываться исключительно на половых связях.

Текст 38

शूद्राः प्रतिग्रहीष्यन्ति
तपोवेषोपजीविनः ।
धर्मं वक्ष्यन्त्यधर्मज्ञा
अधिरुह्योत्तमासनम् ॥३८॥


Бескультурные люди будут принимать пожертвования во имя Господа, и зарабатывать на жизнь, устраивая показуху из аскетизма и ношения одежд отшельника. Те, кто ничего не знают о религии, будут восседать на асанах и пытаться говорить о религиозных принципах.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь наглядно описано массовое появление всевозможных гуру, свами, самозваных святых и т. д.

Текст 39-40

नित्यं उद्विग्नमनसो
दुर्भिक्षकरकर्शिताः ।
निरन्ने भूतले राजन्
अनावृष्टिभयातुराः ॥३९॥
वासोऽन्नपानशयन
व्यवायस्नानभूषणैः ।
हीनाः पिशाचसन्दर्शा
भविष्यन्ति कलौ प्रजाः ॥४०॥

В век Кали умы людей всегда будут возбуждены. Они будут мучимы голодом и налогами, мой дорогой царь, и всегда испытывать страх перед засухой. Им будет не хватать одежды, еды и питья, они будут неспособны правильно отдыхать, омываться или вступать в половые отношения и тела их более не будут украшать священные знаки. На самом деле, люди Кали-йуги постепенно станут похожи на привидения и призраков.

КОММЕНТАРИЙ: Признаки Кали-юги, описанные здесь, уже стали нормой во многих странах мира и постепенно будут распространяться на другие страны, зараженные пороком и безбожием.

Текст 41

कलौ काकिणिकेऽप्यर्थे
विगृह्य त्यक्तसौहृदाः ।
त्यक्ष्यन्ति च प्रियान् प्राणान्
हनिष्यन्ति स्वकानपि ॥४१॥


В Кали-йугу люди будут ненавидеть друг друга из-за нескольких монет. Отбросив  узы дружбы, они будут готовы без колебаний расстаться с жизнью и даже убить  собственных родственников.

Текст 42

न रक्षिष्यन्ति मनुजाः
स्थविरौ पितरावपि ।
पुत्रान् भार्यां च कुलजां
क्षुद्राः शिश्नोदरंभराः ॥४२॥


Люди более не будут защищать своих престарелых родителей, детей или целомудренных жён. Полностью деградировав, они будут озабочены только удовлетворением своих желудков и гениталий.

КОММЕНТАРИЙ: В наш век многие люди отправляют своих состарившихся родителей доживать свою жизнь в одиночестве в дома престарелых, часто запущенные и мало пригодные для жизни, даже несмотря на то, что их родители всю свою жизнь только и делали, что служили детям.

Маленьким детям тоже приходится в этот век несладко. В последнее время уровень самоубийств среди детей резко возрос, потому что они рождаются не у любящих, благочестивых родителей, а у опустившихся и думающих только о себе мужчин и женщин. В реальности дети часто рождаются потому, что не подействовала противозачаточная таблетка или какое-то другое средство предохранения. В такой ситуации родителям очень трудно служить примером поведения для своих детей и быть для них образцом нравственности. Родители, как правило, ничего не знают о духовной науке и потому не могут вести своих детей по пути освобождения; таким образом, их главная обязанность в семейной жизни остается невыполненной.

В этом стихе предсказано, что супружеские измены станут обычным делом и люди будут озабочены только тем, как набить себе живот и позаниматься сексом. Эти вещи будут для них гораздо важнее поиска Абсолютной Истины.

Текст 43

कलौ न राजन्जगतां परं गुरुं
त्रिलोकनाथानतपादपङ्कजम् ।
प्रायेण मर्त्या भगवन्तमच्युतं
यक्ष्यन्ति पाषण्डविभिन्नचेतसः ॥४३॥


О, царь, в эпоху Кали разум людей будет отравлен атеизмом, и они практически перестанут приносить жертвы Верховной Личности Бога, высшему духовному учителю вселенной. Несмотря на то, что великие личности, которые контролируют три мира, склоняются к лотосным стопам Всевышнего Господа, никудышные и жалкие, люди этой эпохи не будут этого делать.

КОММЕНТАРИЙ: С незапамятных времен и по сей день философами, теологами и другими мыслителями различных школ и направлений двигала потребность отыскать Абсолютную Истину, источник всего сущего. Однако, беспристрастно исследовав постоянно множащиеся философские школы, религии, течения, мировоззренческие установки и т.д., мы неизбежно придем к выводу, что практически везде конечная цель — это нечто безличное и бесформенное. Но представления о безличности и бесформенности Абсолютной Истины несут в себе серьезные логические изъяны. Согласно элементарным законам логики, следствие должно прямо или косвенно отражать природу своей причины. Таким образом, нечто лишенное личностного начала и бездеятельное едва ли может быть источником личностей и деятельности.

Неискоренимое желание человека рассуждать о высшей истине часто выражается в философских, научных и мистических попытках обнаружить источник всего сущего. Материальный мир, который кажется бесконечной чередой порождающих друг друга причин и следствий, безусловно, не может быть Абсолютной Истиной, поскольку научные исследования материальных составляющих творения показывают, что вещество этого мира, материальная энергия, постоянно трансформируется, принимая различные формы и состояния. Поэтому любая часть материальной реальности не может быть изначальным источником всего остального.

Мы можем предположить, что материя в том или ином виде существовала всегда. Однако современные космологи, такие как ученые из Массачусетского технологического института, ставят эту теорию под сомнение. Но, даже если исходить из того, что материя существовала всегда, для того чтобы удовлетворить свое стремление отыскать Абсолютную Истину, нам придется объяснить, откуда взялось сознание. Хотя фанатики эмпирического подхода к реальности утверждают, что, кроме материи, ничего не существует, все понимают, что сознание — это нечто, в корне отличное от обычной материи, вроде камня, карандаша или воды. Само сознание, в отличие от объекта сознания, не является физической величиной: это процесс восприятия и понимания. И хотя есть множество фактов, указывающих на то, что материя и сознание зависят друг от друга, нет никаких строгих экспериментальных доказательств того, что материя является причиной сознания. Таким образом, теория о том, что материальный мир существовал всегда и потому является изначальной причиной, ни с научной точки зрения, ни даже с точки зрения здравого смысла не может объяснить источник сознания — самый не подлежащий сомнению аспект нашего бытия.

Более того, д-р Ричард Томпсон из Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне доказал, что законы природы, управляющие мутациями материи, просто-напросто не содержат в себе достаточной информации, чтобы ими одними можно было объяснить непостижимо сложные явления, происходящие в теле человека и телах других живых существ. Другими словами, материальные законы сами по себе не могут объяснить не только существование сознания, но и поведение материи на сложных органических уровнях. Еще Сократ, первый из великих западных мыслителей, потешался над попытками людей свести изначальную причину всего сущего к механистическим законам.

Для любого здравомыслящего человека тепло и свет солнечных лучей являются очевидным доказательством того, что их источник, солнце, безусловно, не является темным, холодным шаром: напротив, солнце — это практически неиссякаемый источник тепла и света. Подобно этому, бесчисленные примеры существования личностей и личностного сознания более чем убедительно доказывают, что где-то существует безграничный источник сознания и личностного поведения. В своем диалоге «Филеб» греческий философ Платон утверждает, что, подобно тому как материальные элементы нашего тела появляются из существующего во вселенной бездонного источника материальных элементов, так и наш разум берет начало в великом вселенском разуме, и этот разум — не кто иной, как Бог, Творец. К несчастью, в Кали-югу многие ведущие мыслители не понимают этого факта и утверждают, что Абсолютная Истина, источник всего сознания, безлична и не имеет сознания. С таким же успехом можно утверждать, что солнце холодное и темное.

В Кали-югу многие люди выдвигают дешевые и избитые аргументы, типа: «Если бы Бог был личностью и обладал телом, Он был бы ограничен». В этой неуклюжей попытке прибегнуть к логике есть один изъян: здесь ограниченные понятия используются в расширительном смысле. Можно согласиться с утверждением: «Если бы у Бога было материальное тело и материальная индивидуальность, вроде тех, с которыми мы имеем дело в этом мире, тогда Он был бы ограничен». Однако здесь опускается ограничивающее определение материальный и делается якобы логичное обобщение, так, будто мы можем утверждать, что хорошо знаем природу всех разновидностей реально существующих тел и личностей.

«Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и другие ведические писания учат нас, что трансцендентная форма и личность Абсолютной Истины безграничны. На самом деле, чтобы быть поистине безграничным, Бог должен быть безграничен не только количественно, но и качественно. К несчастью, в наш механистический, индустриальный век мы склонны определять бесконечность только в количественном отношении, и потому нам трудно понять, что безграничные личностные качества — это один из необходимых аспектов бесконечности. Иначе говоря, Бог должен быть бесконечно красив, бесконечно богат, Он должен обладать безграничным разумом, безграничным чувством юмора, безграничным милосердием, безграничным гневом и т.д. Бесконечность — это абсолютная величина, и если что-либо реально существующее в этом мире не вписывается в наши представления об Абсолюте, то они очевидно ограниченны, и то, что мы понимаем под Абсолютом, никак не может им быть.

Только в Кали-югу находятся философы, которые столь глупы и высокомерны, что осмеливаются вкладывать в самое универсальное понятие — «Бог» — материалистичный, относительный смысл и при этом объявлять себя великими мыслителями. Как бы ни был велик наш разум, у нас должно хватить здравого смысла поместить его к стопам Верховной Личности Бога.

Текст 44

यन्नामधेयं म्रियमाण आतुरः
पतन् स्खलन् वा विवशो गृणन् पुमान् ।
विमुक्तकर्मार्गल उत्तमां गतिं
प्राप्नोति यक्ष्यन्ति न तं कलौ जनाः ॥४४॥


Охваченный ужасом от приближающейся смерти, человек корчится в своей постели,  голос его прерывается и он едва сознаёт, что говорит. Но если он произносит святое имя Всевышнего Господа, то может освободиться от последствий своей кармической деятельности и достичь высшей обители. Тем не менее, люди века Кали не будут поклоняться Всевышнему Господу.

КОММЕНТАРИЙ: Лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить.

Текст 45

पुंसां कलिकृतान्दोषान्
द्रव्यदेशात्मसम्भवान् ।
सर्वान् हरति चित्तस्थो
भगवान् पुरुषोत्तमः ॥४५॥


В Кали-йугу все объекты, места и даже отдельные личности – будут осквернены. Однако Всемогущий Господь может избавить от всей скверны того, кто сосредоточил на Нём свой ум.

Текст 46

श्रुतः सङ्कीर्तितो ध्यातः
पूजितश्चादृतोऽपि वा ।
नृणां धुनोति भगवान्
हृत्स्थो जन्मायुताशुभम् ॥४६॥


Если человек слушает, прославляет, медитирует, поклоняется или просто выражает почтение Всевышнему Господу, пребывающему в сердце, Господь освободит его ум от этой скверны, накопленной за многие тысячи жизней.

Текст 47

यथा हेम्नि स्थितो वह्निर्
दुर्वर्णं हन्ति धातुजम् ।
एवमात्मगतो विष्णुर्
योगिनामशुभाशयम् ॥४७॥


Как огонь очищает золото от любой примеси других металлов, так и Господь Вишну пребывающий в сердце, очищает умы йогов.

КОММЕНТАРИЙ: Человек может идти по пути мистической йоги, но его истинное духовное развитие зависит от милости Верховного Господа, пребывающего в сердце; оно вовсе не является непосредственным результатом его аскезы и медитации. Поэтому, если человек, по глупости своей, начинает гордиться своими достижениями в йоге, он просто выставляет себя на посмешище.

Текст 48

विद्यातपःप्राणनिरोधमैत्री
तीर्थाभिषेकव्रतदानजप्यैः ।
नात्यन्तशुद्धिं लभतेऽन्तरात्मा
यथा हृदिस्थे भगवत्यनन्ते ॥४८॥


Ни процесс поклонения полубогам, ни аскетизм, ни контроль дыхания, ни сострадание, ни омовение в святых местах, ни строгие обеты, ни милосердие ни воспевание различных мантр –  не сможет очистить ум человека в той же степени,  что и проявление беспредельной Личности Бога  в его сердце.

Текст 49

तस्मात्सर्वात्मना राजन्
हृदिस्थं कुरु केशवम् ।
म्रियमाणो ह्यवहितस्
ततो यासि परां गतिम् ॥४९॥



Поэтому, о, царь, изо всех сил старайся удержать Всевышнего Господа Кешаву в своём сердце. Сохраняй эту концентрацию на Господе, и в момент смерти ты обязательно достигнешь высшего назначения.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Верховный Господь всегда находится в сердцах всех живых существ, слова хрди-стхам куру кешавам указывают на то, что человек должен постараться осознать присутствие Господа в своем сердце и постоянно помнить об этом. Махараджа Парикшит, который готовится покинуть этот мир, получает последние наставления от своего духовного учителя, Шукадевы Госвами. Неотвратимо приближающийся уход царя придает этому стиху особое значение.

Текст 50

म्रियमाणैरभिध्येयो
भगवान् परमेश्वरः ।
आत्मभावं नयत्यङ्ग
सर्वात्मा सर्वसंश्रयः ॥५०॥



Мой дорогой царь, Личность Бога это высший контролирующий. Он ––– Верховная Душа и высшее прибежище всех существ. Тому, кто медитирует на Него в предверии  смерти, Он раскрывает его вечную духовную сущность.

КОММЕНТАРИЙ: Перечислив бесконечные изъяны Кали-юги, теперь Шукадева Госвами упоминает ее единственное затмевающее все остальное достоинство. Точно так же, как могущественный царь может убить бесчисленное множество преступников, одно это поразительное духовное качество может уничтожить всю скверну этого века. Переоценить значение повторения мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, особенно в этот век деградации, просто невозможно.

Текст 51

कलेर्दोषनिधे राजन्
अनस्ति ह्येको महान् गुणः ।
कीर्तनादेव कृष्णस्य
मुक्तसङ्गः परं व्रजेत् ॥५१॥



Мой дорогой царь, хотя Кали-йуга – это океан недостатков, всё же у этого века есть одно хорошее качество: просто воспевая имя Кришны, человек может освободиться от материальных пут и вознестись в трансцендентное царство.

Текст 52

कृते यद्ध्यायतो विष्णुं
त्रेतायां यजतो मखैः ।
द्वापरे परिचर्यायां
कलौ तद्धरिकीर्तनात् ॥५२॥



Результата, который достигается в Сатйа-йугу медитацией на Вишну, в Трета-йугу проведением жертвоприношений и в Двапара-йугу поклонением лотосным стопам Божества, в Кали-йугу можно достичь , просто воспевая святое имя господа Хари.

КОММЕНТАРИЙ: Похожий стих встречается в «Вишну-пуране» (6.2.17), «Падма-пуране» (Уттара-кханда, 72.25) и «Брихан-Нарадия-пуране» (38.97):

дхйайан крте йаджан йаджнаис
третайам двапаре ’рчайан
йад апноти тад апноти
калау санкиртйа кешавам

«Все, чего в Сатья-югу можно достичь медитацией, в Трета-югу — совершением жертвоприношений, а в Двапара-югу — поклонением лотосным стопам Господа Кришны, в век Кали достигают просто прославлением имени Господа Кешавы».

Шрила Джива Госвами далее цитирует «Брахма-вайварта-пурану», где говорится о плачевном состоянии людей Кали-юги:

атах калау тапо-йога-
видйа-йаджнадиках крийах
санга бхаванти на кртах
кушалаир апи дехибхих

«Таким образом, в Кали-югу даже самые возвышенные и одаренные обусловленные души не способны как следует совершать аскезу, заниматься йогической медитацией, поклоняться Божествам, проводить жертвоприношения и заниматься прочей сопутствующей этому деятельностью».

Шрила Джива Госвами также цитирует «Чатурмасья-махатмью» из «Сканда-пураны», где подчеркивается важность повторения в этот век Харе Кришна мантры:

татха чаивоттамам локе
тапах шри-хари-киртанам
калау йуге вишешена
вишну-притйаи самачарет

«Таким образом, самая возвышенная аскеза, которую только можно совершить в этом мире, — это повторение имени Господа Шри Хари. И особенно в век Кали Верховного Господа Вишну легче всего можно удовлетворить, совершая санкиртану».

В завершение следует сказать, что повсюду в мире нужно побуждать людей повторять и петь мантру Харе Кришна, которая способна спасти людей, тонущих в полном опасностей океане Кали-юги.

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к третьей главе Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Бхуми-гита».

Предыдущая главаСледующая глава