Шримад Бхагаватам

Песнь Вторая

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Первый шаг в познании Бога

 

ОБРАЩЕНИЕ

О мой Господь, о всепроникающая Личность Бога, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой.

ТЕКСТ 1

Шри Шукадева Госвами сказал: Дорогой царь, твой вопрос достоин всяческих похвал, ибо несет благо каждому. Все трансценденталисты единодушны в том, что ответ на него - важнейшее из всего, о чем следует слушать.

ТЕКСТ 2

О император, люди, погрязшие в материальном, глухи к науке о высшей истине и потому находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества.

ТЕКСТ 3

По ночам такие завистливые домохозяева спят или занимаются сексом, а днем зарабатывают деньги или заботятся о членах своей семьи. В этих занятиях проходит их жизнь.

ТЕКСТ 4

Люди, лишенные атма-таттвы, не задумываются над проблемами жизни, потому что слишком привязаны к таким ненадежным воинам, как собственное тело, дети и жена. Несмотря на достаточный опыт, они не осознают неотвратимости смерти.

ТЕКСТ 5

О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его - Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий.

ТЕКСТ 6

Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога.

ТЕКСТ 7

О царь Парикшит, описание величия Господа доставляет наслаждение прежде всего лучшим из трансценденталистов, на которых не распространяется действие регулирующих принципов и ограничений.

ТЕКСТ 8

В конце Двапара-юги я изучил «Шримад-Бхагаватам» - великое произведение, дополняющее ведические писания и по ценности равное всем Ведам вместе взятым, услышав его от своего отца Шрилы Дваипайаны Вйасадевы.

ТЕКСТ 9

О святой царь, я был полностью погружен в трансцендентное, и тем не менее меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах, исполненных света знания.

ТЕКСТ 10

Теперь же я собираюсь поведать этот «Шримад-Бхагаватам» тебе, ибо ты - самый искренний преданный Господа Кришны. Тот, кто с неослабным вниманием и почтением слушает «Шримад-Бхагаватам», обретает непоколебимую веру в Верховного Господа, дарующего освобождение.

ТЕКСТ 11

О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого - и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.

ТЕКСТ 12

Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни.

ТЕКСТ 13

Узнав, что ему остается жить одно мгновение, святой царь Кхатванга немедленно прекратил всякую материальную деятельность и нашел прибежище у верховного спасителя - Личности Бога.

ТЕКСТ 14

О Махараджа Парикшит, тебе осталось жить всего семь дней, но за это время ты успеешь совершить все необходимые обряды, чтобы обеспечить себе лучшую участь в следующей жизни.

ТЕКСТ 15

На последнем этапе жизненного пути нужно решительно отринуть страх смерти. Однако прежде следует разрубить узел привязанности к материальному телу и всему, что с ним связано, и избавиться от всех сопутствующих телу желаний.

ТЕКСТ 16

Человек должен уйти из дому и приступить к обузданию своих чувств. Поселившись в святом месте, необходимо регулярно совершать омовения и сидеть в одиночестве на освященном по всем правилам сиденье.

ТЕКСТ 17

Сидя так, следует сосредоточить ум на трех трансцендентных звуках [а-у-м] и, управляя дыханием, держать ум под контролем, чтобы все время помнить это трансцендентное семя.

ТЕКСТ 18

По мере того как ум будет одухотворяться, следует постепенно отвлекать его от чувственной деятельности и поставить чувства под контроль разума. Так поглощенный материальной деятельностью ум можно занять служением Личности Бога и наполнить его трансцендентным сознанием.

ТЕКСТ 19

Затем следует приступить к медитации на отдельные части тела Вишну, удерживая в уме образ всего тела Господа. Таким образом можно отвлечь ум от всех объектов чувств. В этот момент в уме не должно оставаться никаких посторонних мыслей. Поскольку Верховная Личность Бога, Вишну - Высшая Истина, ум полностью успокаивается только в Нем.

ТЕКСТ 20

Гуна страсти материальной природы постоянно возбуждает ум человека, а материальная гуна невежества вводит его в заблуждение. Но, обратившись к Вишну, можно выйти из-под их влияния и обрести умиротворение, очистившись от всей порожденной ими скверны.

ТЕКСТ 21

О царь, удерживая таким образом в памяти образ всеблагого Господа и обретя привычку постоянно созерцать Его личностную форму, можно очень быстро прийти к преданному служению Господу под Его непосредственным покровительством.

ТЕКСТ 22

Продолжая задавать вопросы, удачливый царь Парикшит сказал: О брахман, расскажи мне во всех подробностях, как и на что следует направлять ум и как закрепить это состояние, чтобы очистить сердце от скверны.

ТЕКСТ 23

Шукадева Госвами ответил: Сев в определенную позу и управляя дыханием с помощью йогической пранайамы, йог должен обуздать свой ум и чувства и силой разума сосредоточить ум на грубых энергиях Господа [называемых вират-рупой].

ТЕКСТ 24

Вся совокупность гигантского проявления воспринимаемого чувствами материального мира является телом Абсолютной Истины, в котором материальное время проявляется в форме прошлого, настоящего и будущего вселенной.

ТЕКСТ 25

Содержанием концепции вират-рупы является гигантская вселенская форма Личности Бога, которая находится внутри вселенной, покрытой семислойной оболочкой из материальных элементов.

ТЕКСТ 26

Те, кто постиг это, знают, что планетная система под названием Патала образует подошвы стоп Господа Вселенной, а планетная система Расатала - Его пятки и пальцы ног. Лодыжки Господа - это планеты Махатала, а икры - планеты системы Талатала.

ТЕКСТ 27

Планетная система Сутала - это колени вселенской формы Господа, а планетные системы Витала и Атала - Его бедра. Его чресла - это Махитала, а космическое пространство - углубление на Его животе.

ТЕКСТ 28

Грудь вселенской формы Изначальной Личности - система светозарных планет, шея - планеты Махар, рот - планеты Джанас, а лоб - планетная система Тапас. Высшая планетная система, Сатьялока, является головой Того, у кого тысяча голов.

ТЕКСТ 29

Его руки - это полубоги во главе с Индрой. Десять сторон света - Его уши, а материальный звук - Его слух. Ноздри этой формы Господа - два Ашвини-кумара, а материальные запахи - Его обоняние. Его уста - это пылающий огонь.

ТЕКСТ 30

Космическая сфера - Его глазницы, а Солнце олицетворяет собой Его зрение. Его веки - это день и ночь, а движения Его бровей - обитель Брахмы и великих личностей, подобных ему. Его небо - властитель вод Варуна, а сок, то есть сущность всего, - Его язык.

ТЕКСТ 31

Ведические гимны - это мозг Господа, Его челюсти - Йама, бог смерти, карающий грешников. Искусство любви - Его зубы, а обольстительная иллюзорная материальная энергия - улыбка Господа. Весь необозримый океан материального творения - не более чем Его взгляд, который Он бросает на нас.

ТЕКСТ 32

Скромность - верхняя губа Господа, страстное желание - Его подбородок. Религия - Его грудь, а безбожие - спина. Брахмаджи, порождающий все живые существа материального мира, - гениталии Господа, а Митра-варуны - два Его яичка. Океан - Его талия, а холмы и горы - Его скелет.

ТЕКСТ 33

О царь, реки - это вены Господа, деревья - волоски на Его гигантском теле, а всемогущий воздух - Его дыхание. Проносящиеся века - движения Господа, а Его деяния - взаимодействия трех гун материальной природы.

ТЕКСТ 34

О лучший из Куру, облака, несущие влагу, - это волосы на голове Господа, рассветы и закаты - Его одеяния, а первопричина материального творения - Его разум. Ум Господа - луна, являющаяся источником всех перемен.

ТЕКСТ 35

Как утверждают знатоки, первооснова материи [махат-таттва] - сознание вездесущего Господа, а Рудрадева - Его эго. Лошадь, мул, верблюд и слон - Его ногти, а дикие животные и все четвероногие находятся в области Его поясницы.

ТЕКСТ 36

Различные виды птиц - выражение Его безукоризненного художественного вкуса. Ману, прародитель людского рода, - олицетворение Его разума, а человечество - Его обитель. Небожители, имеющие человеческий облик: гандхарвы, видйадхары, чараны и ангелы, - воплощение присущего Ему чувства музыкального ритма, а демоны-воители олицетворяют собой несравненную доблесть Господа.

ТЕКСТ 37

Лицо вират-пуруши - это брахманы, Его руки - кшатрии, бедра - вайшьи, шудры же пребывают в сени Его стоп. Все полубоги, которым поклоняются в этом мире, также подвластны Господу, и потому долг каждого - совершать жертвоприношения, принося в жертву все, чем можно заслужить Его благосклонность.

ТЕКСТ 38

Итак, я описал тебе вселенскую форму Личности Бога, состоящую из грубых материальных элементов. Тот, кто действительно стремится к освобождению, сосредоточивает свой ум на этой форме Господа, потому что в материальном мире нет ничего, кроме нее.

ТЕКСТ 39

Следует сосредоточить ум на Верховной Личности Бога, которая распространяет Себя в самых разнообразных проявлениях, подобно обыкновенному человеку, создающему во сне тысячи разных образов. Необходимо сосредоточить ум на Нем - единой исполненной блаженства Абсолютной Истине. Те, кто не делает этого, сходят с истинного пути и становятся причиной собственной деградации.

Предыдущая главаСледующая глава