Шримад Бхагаватам

Песнь Двенадцатая

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Пураническая литература

В этой главе Шри Сута Госвами описывает, как разрастались ветви «Атхарва-веды», перечисляет авторов Пуран и объясняет, по каким признакам можно узнать пурану. Затем он перечисляет восемнадцать основных пуран и в завершение отмечает, что любой, кто слушает такие повествования от рассказчика, принадлежащего к истинной цепи ученической преемственности, обретет духовную силу.

ТЕКСТ 1

सूत उवाच
अथर्ववित्सुमन्तुश्च
शिष्यमध्यापयत्स्वकाम् ।
संहितां सोऽपि पथ्याय
वेददर्शाय चोक्तवान् ॥१॥


Сута Госвами сказал: Суманту Рши, знаток Атхарва Веды, преподал свою самхиту ученику Кабандхе, который в свою очередь поведал её Ратхйе и Ведадарше.

КОММЕНТАРИЙ: В «Вишну-пуране» говорится:

атхарва-ведам са муних
сумантур амита-дйутих
шишйам адхйапайам аса
кабандхам со ’пи ча двидха
кртва ту ведадаршайа
татха патхйайа даттаван

«Этот мудрец Суманту, чьи достоинства были безграничны, обучил „Атхарва-веде“ своего ученика Кабандху. Кабандха, в свою очередь, разделил ее на две части и передал их Ведадарше и Патхье».

ТЕКСТ 2

शौक्लायनिर्ब्रह्मबलिर्
मोदोषः पिप्पलायनिः ।
वेददर्शस्य शिष्यास्ते
पथ्यशिष्यानथो शृणु ।
कुमुदः शुनको ब्रह्मन्
जाजलिश्चाप्यथर्ववित् ॥२॥


Шауклайани, Брахмабали, Модоша и Пиппалайани были учениками Ведадарши. Услышь же от меня также имена учеников Патхйи. Мой дорогой брахман, их звали Кумуда, Шунака и Джаджали и все они очень хорошо знали Атхарва Веду.

КОММЕНТАРИЙ: Как пишет Шрила Шридхара Свами, Ведадарша разделил свою «Атхарва-веду» на четыре части и передал ее четырем своим ученикам. Патхья разделил свою самхиту на три части и пересказал ее трем своим ученикам, имена которых упомянуты здесь.

ТЕКСТ 3

बभ्रुः शिष्योऽथान्गिरसः
सैन्धवायन एव च ।
अधीयेतां संहिते द्वे
सावर्णाद्यास्तथापरे ॥३॥


Бабхру и Саиндхавайана, ученики Шунаки, изучили два раздела Атхарва Веды собранные их духовным учителем. Ученик Саиндхавайаны, Саварна, и ученики других великих мудрецов тоже изучали эту редакцию Атхарва Веды.

ТЕКСТ 4

नक्षत्रकल्पः शान्तिश्च
कश्यपाङ्गिरसादयः ।
एते आथर्वणाचार्याः
शृणु पौराणिकान्मुने ॥४॥


Накшатракалпа, Шантикалпа, Кашйапа, Ангираса и другие тоже были среди ачарйев Атхарва-Веды. Теперь, о, мудрец, выслушай имена авторитетов пуранической литературы.

ТЕКСТ 5

त्रय्यारुणिः कश्यपश्च
सावर्णिरकृतव्रनः ।
वैशम्पायनहारीतौ
षड्वै पौराणिका इमे ॥५॥


Траййаруни, Кашйапа, Саварни, Акритаврана, Ваишампайана и Харита ––– вот шесть учителей Пуран.

ТЕКСТ 6

अधीयन्त व्यासशिष्यात्
संहितां मत्पितुर्मुखात् ।
एकैकामहमेतेषां
शिष्यः सर्वाः समध्यगाम् ॥६॥


Каждый из них постигал одну из шести антологий Пуран от моего отца, РомахАршаны, который был учеником Шрилы Вйасадевы. Я стал учеником этих шести авторитетов и подробно изучил то, как они представляли мудрость Пуран.

ТЕКСТ 7

कश्यपोऽहं च सावर्णी
रामशिष्योऽकृतव्रनः ।
अधीमहि व्यासशिष्याच्
चत्वारो मूलसंहिताः ॥७॥


Ромахаршана, ученик Ведавйасы, разделил Пураны на четыре основные собрания. Мудрец Кашйапа и я вместе с Саварни и Акритавраной, учеником Рамы, изучали эти четыре раздела.

ТЕКСТ 8

पुराणलक्षणं ब्रह्मन्
ब्रह्मर्षिभिर्निरूपितम् ।
शृणुष्व बुद्धिमाश्रित्य
वेदशास्त्रानुसारतः ॥८॥


О, Шаунака, пожалуйста, внимательно выслушай о темах Пуран, которые были определены самыми выдающимися и образованными брахманами в соответствии с ведической литературой.

ТЕКСТ 9-10

सर्गोऽस्याथ विसर्गश्च
वृत्तिरक्षान्तराणि च ।
वंशो वंशानुचरीतं
संस्था हेतुरपाश्रयः ॥९॥
दशभिर्लक्षणैर्युक्तं
पुराणं तद्विदो विदुः ।
केचित्पञ्चविधं ब्रह्मन्
महदल्पव्यवस्थया ॥१०॥


О, брахман, знатоки этого вопроса считают, что Пураны содержат десять характерных тем: творение этой вселенной(сарга), вторичное творение миров и существ(висарга), поддержание и защита живых существ(вритти и ракша), правление различных Ману(антарани), династии великих царей(вамша), деяния таких царей(вамшанучаритам), уничтожение(самстха), побуждение(хету) и высшее прибежище(апаашрайах). Другие учёные утверждают, что великие Пураны описывают эти десять тем, а менее важные Пураны  только пять из них.

КОММЕНТАРИЙ: Десять тем великой пураны также перечислены во Второй песни «Шримад-Бхагаватам» (2.10.1):

шри-шука увача
атра сарго висаргаш ча
стханам пошанам утайах
манвантарешанукатха
ниродхо муктир ашрайах

«Шри Шукадева Госвами сказал: „Шримад-Бхагаватам“ затрагивает десять тем. Он рассказывает о сотворении вселенной, вторичном творении, планетных системах, покровительстве Господа, движущей силе творения, смене Ману, науке о Боге, возвращении домой, к Богу, об освобождении и суммум бонум (высшем благе)».

По словам Шрилы Дживы Госвами, такие пураны, как «Шримад-Бхагаватам», описывают все десять этих тем, тогда как второстепенные пураны описывают лишь пять тем. В ведических писаниях говорится:

саргаш ча пратисаргаш ча
вамшо манвантарани ча
вамшанучаритам чети
пуранам панча-лакшанам

«Пять отличительных характеристик пураны — это описание творения, вторичного творения, царских династий, периодов правлений Ману и деяний представителей разных династий». Пураны, описывающие эти пять разделов знания, считаются второстепенными пуранами.

Шрила Джива Госвами объясняет, что десять главных тем «Шримад-Бхагаватам» раскрываются в каждой из двенадцати песней этого писания. Не следует приписывать какую-то одну тему только одной песни. Не стоит также пытаться искусственно доказать, что в «Шримад-Бхагаватам» все эти темы раскрываются последовательно, одна за другой. Очевидно, что все важнейшие для человека сферы знания, относящиеся к десяти упомянутым выше категориям, описываются с разной степенью детализации на протяжении всего «Шримад-Бхагаватам».

ТЕКСТ 11

अव्याकृतगुणक्षोभान्
महतस्त्रिवृतोऽहमः ।
भूतसूक्ष्मेन्द्रियार्थानां
सम्भवः सर्ग उच्यते ॥११॥


Из возбуждения изначальных гун в непроявленной материальной природе возникает махат-таттва. Из махат-таттвы появляется элемент ложного эго, который делится на три аспекта. Это тройственное ложное эго далее проявляется как тонкие формы восприятия, чувства и грубые объекты чувств. Возникновение всего этого называется творением(сарга).

ТЕКСТ 12

पुरुषानुगृहीतानाम्
एतेषां वासनामयः ।
विसर्गोऽयं समाहारो
बीजाद्बीजं चराचरम् ॥१२॥


Вторичное творение(висарга), которое существует благодаря милости Господа, представляет собой проявление совокупности желаний живых существ. Так же как семя в последствии порождает другие семена, деятельность, развивающая материальные желания, порождает подвижные и неподвижные формы жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Подобно тому как из семени вырастает дерево, дающее тысячи новых семян, материальное желание превращается в деятельность ради наслаждения ее плодами, которая, в свою очередь, порождает в сердце обусловленной души тысячи новых желаний. Слово пурушанугрхитанам указывает на то, что право желать и действовать в этом мире даруется живому существу по милости Верховного Господа.

ТЕКСТ 13

वृत्तिर्भूतानि भूतानां
चराणामचराणि च ।
कृता स्वेन नृणां तत्र
कामाच्चोदनयापि वा ॥१३॥


Вритти означает процесс поддержания жизни, благодаря которому подвижные существа живут за счёт неподвижных. Для человека вритти также означает деятельность для самообеспечения способом, соответствующим его природе. Она может совершаться либо для удовлетворения эгоистических желаний, либо согласно предприсаниям  Вед.

ТЕКСТ 14

रक्षाच्युतावतारेहा
विश्वस्यानु युगे युगे ।
तिर्यङ्मर्त्यर्षिदेवेषु
हन्यन्ते यैस्त्रयीद्विषः ॥१४॥


В каждую эпоху безупречный Господь появляется в этом мире среди животных, людей, мудрецов и полубогов. Своими деяниями в этих воплощениях Он защищает вселенную и убивает демонов - врагов ведической культуры.

КОММЕНТАРИЙ: Защита Господа, на которую здесь указывает слово ракша, является одной из десяти основных тем Маха-пураны, или великой пураны.

ТЕКСТ 15

मन्वन्तरं मनुर्देवा
मनुपुत्राः सुरेश्वराः ।
र्षयोंऽशावताराश्च
हरेः षड्विधमुच्यते ॥१५॥


В течение правления каждого Ману(манвантары) приходят шесть типов аватар - проявлений Господа Хари: правящий Ману, главные полубоги, сыновья Ману, Индра, великие мудрецы и частичные воплощения Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 16

राज्ञां ब्रह्मप्रसूतानां
वंशस्त्रैकालिकोऽन्वयः ।
वंशानुचरितं तेषाम्
वृत्तं वंशधरास्च ये ॥१६॥


Династии(вамша) это последовательности царей, берущие начало от Господа Брахмы и непрерывно идущие сквозь прошлое, настоящее и будущее. Хроники таких династий(вамшанучаритам), особенно самых выдающихся их членов, составляют предмет династической истории.

ТЕКСТ 17

नैमित्तिकः प्राकृतिको
नित्य आत्यन्तिको लयः ।
संस्थेति कविभिः प्रोक्तश्
चतुर्धास्य स्वभावतः ॥१७॥


Существует четыре типа космического уничтожения(самстха) описанные великими учёными –– временное, элементальное, постоянное и окончательное ––– и все они суть следствие энергии Всевышнего Господа.

ТЕКСТ 18

हेतुर्जीवोऽस्य सर्गादेर्
अविद्याकर्मकारकः ।
विद्याकर्मकारकः ।
यं चानुशायिनं प्राहुर्
अव्याकृतमुतापरे ॥१८॥


По своему невежеству живое существо совершает материальную деятельность и так становится в некотором смысле причиной творения, сохранения и разрушения вселенной. Некоторые знатоки называют живое существо основой материального творения, тогда как другие называют его непроявленным “я”.

КОММЕНТАРИЙ: Создает, поддерживает и разрушает материальный мир Сам Верховный Господь. Однако все это Он делает, откликаясь на желания обусловленных душ, которых здесь называют хету, или причиной деятельности мироздания. Господь создает этот мир, чтобы помочь обусловленным душам, которые пытаются эксплуатировать материю; но в конечном счете этот мир создан для того, чтобы живые существа могли постичь свою духовную природу.

Поскольку обусловленные души не видят своей природы, их называют здесь авйакртам, «непроявленными». Другими словами, живое существо, не обладающее полным сознанием Кришны, не может до конца понять и увидеть себя.

ТЕКСТ 19

व्यतिरेकान्वयो यस्य
जाग्रत्स्वप्नसुषुप्तिषु ।
मायामयेषु तद् ब्रह्म
जीववृत्तिष्वपाश्रयः ॥१९॥


Высший Абсолют(Брахман) присутствует во всех состояниях сознания – в бодрствовании, сне и глубоком сне – во всем, проявленном иллюзорной энергией и в функциях всех живых существ, а также Он существует отдельно от всего этого. Пребывая в Своём собственном трансцендентном состоянии, Он является высшим и  единственным в своём роде прибежищем(апаашрайах).

ТЕКСТ 20

पदार्थेषु यथा द्रव्यं
सन्मात्रं रूपनामसु ।
बीजादिपञ्चतान्तासु
ह्यवस्थासु युतायुतम् ॥२०॥


Материальный объект состоящий из одних и тех же ингридиентов  может принимать различные формы и имена. Аналогично, Верховная Абсолютная Истина вместе и отдельно, всегда присутствует в сотворённом материальном теле на всех стадиях бытия, начиная с зачатия и заканчивая смертью.

КОММЕНТАРИЙ: Мокрой глине можно придать всевозможные формы, в зависимости от которых ее будут впоследствии называть «кувшином для воды», «вазой для цветов» или «горшком». Однако вне зависимости от форм и названий изначальная материя, глина, будет лежать в основе каждого из этих объектов. Точно так же Верховный Господь присутствует в теле во все периоды его существования. Господь неотличен от материальной природы в том смысле, что является ее изначальным источником. Одновременно с этим Высшая Личность, единственная и неповторимая, существует отдельно в Своей собственной обители.

ТЕКСТ 21

विरमेत यदा चित्तं
हित्वा वृत्तित्रयं स्वयम् ।
योगेर्ल वा तदात्मानं
वेदेहाया निवर्तते ॥२१॥


Самопроизвольно или благодаря регулярной духовной практике ум человека может прекратить деятельность в материальных состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Так он постигает Высшую Душу и отказывается от материальных стремлений.

КОММЕНТАРИЙ: Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (3.25.33), джарайатй ашу йа кошам нигирнам анало йатха: «Бхакти, преданное служение, растворяет тонкое тело человека без каких-либо дополнительных усилий с его стороны, подобно тому как огонь пищеварения в желудке переваривает съеденную пищу». Тонкое материальное тело склонно эксплуатировать материальную природу посредством секса, страсти к накоплению, гордыни и безрассудства. Однако любовное служение Господу растворяет упрямое ложное эго и возвышает душу, подводя ее к чистому, полному блаженства сознанию — сознанию Кришны, высшему совершенству бытия.

ТЕКСТ 22

एवं लक्षणलक्ष्याणि
पुराणानि पुराविदः ।
मुनयोऽष्टादश प्राहुः
क्षुल्लकानि महान्ति च ॥२२॥


Мудрецы, искушённые в древней истории, заявляют, что Пураны можно разделить в соответствии с их характеристиками на восемнадцать главных и восемнадцать второстепенных.

ТЕКСТ 23-24

ब्राह्मं पाद्मं वैष्णवं च
शैवं लैङ्गं सगारुडं ।
नारदीयं भागवतम्
आग्नेयं स्कान्दसंज्ञितम् ॥२३॥
भविष्यं ब्रह्मवैवर्तं
मार्कण्डेयं सवामनम् ।
वाराहं मात्स्यं कौर्मं च
ब्रह्माण्डाख्यमिति त्रिषट् ॥२४॥


Восемнадцать главных Пуран это: Брахма, Падма, Вишну, Шива, Линга, Гаруда, Нарада, Бхагавата, Агни, Сканда, Бхавишйа, Брахма-ваиварта, Маркандейа, Вамана, Вараха, Матсйа, Курма и Брахманда.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Джива Госвами подтверждает эти два стиха, приводя цитаты из «Вараха-пураны», «Шива-пураны» и «Матсья-пураны».

ТЕКСТ 25

ब्रह्मन्निदं समाख्यातं
शाखाप्रणयनं मुनेः ।
शिष्यशिष्यप्रशिष्याणां
ब्रह्मतेजोविवर्धनम् ॥२५॥


О, брахман, я подробно описал тебе, как ветви Вед распространялись великим мудрецом Вйасадевой, его учениками и учениками его учеников. Тот, кто слушает это описание, приумножит свою духовную силу.

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к седьмой главе Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Пураны».