Шри Шри Шикшаштака
Введение
Господь Чайтанья Махапрабху наказывал Своим ученикам писать книги, раскрывая в них науку о Кришне, и этот наказ Его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Труды, в которых излагается и развивается учение Господа Чайтаньи, очень объемисты и отличаются строгостью и последовательностью изложения, так как авторы неукоснительно следуют принципу ученической преемственности. Сам Господь Чайтанья, несмотря на то, что уже в юности прославился ученый, оставил после Себя всего восемь стихов, которые называют «Шикшаштакой». В этих стихах раскрывается суть Его миссии и наставлений. Ниже приводится перевод этих в высшей степени важных молитв.
Более
пятисот лет назад в Навадвипе явился Шри Чайтанйа Махапрабху, самая щедрая из
всех инкарнаций Верховного Бога. До принятия саннйасы и полного разрыва
отношений с материальным миром Он носил имя Нимаи Пандит и был самым
эрудированным ученым всех времен и народов. Тем не менее, сам Он написал всего лишь
восемь стихов на санскрите. Многие Его развлечения служат бесспорным
доказательством того, что какая-то тайна стоит за тем фактом, что Нимаи Пандит
не оставил потомкам ни одного философского или эзотерического труда. Его
комментарии к различным писаниям, а также высказывания по поводу грамматики,
известные нам по "Шри Чайтанйа-чаритамрите" и "Шри Чайтанйа
Бхагавате", - это необыкновенно яркие, прекрасные эзотерические
исследования. И, тем не менее, хоть Он и оставил после себя только "Шри
Шикшаштаку", серьезные преданные смогут почерпнуть из нее более чем
достаточно духовных сил. Будучи сокровищницей, в которой сокрыты многие
философские труды, "Шри Шикшаштака" раскрывает нам квинтэссенцию
абсолютного знания и средства его постижения.
Каковы же самые лучшие средства? В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа 4
70,71) рассказывается о том, как в ответ на желание великого ученого Шри
Сарвабхаумы Бхаттачарии узнать о наилучшем пути постижения Абсолюта, Господь
Чайтанйа дал наставления Шриле Санатане Госвами.
бхаджанера мадхйе шрештха нава-видха бхакти
"кришна-према", кришна дите дхаре маха шакти
тара мадхйе сарва-шрештха нама-санкиртана
нирапарадхе нама лаиле пайа према дхана.
Из всех видов преданного служения лучшими являются девять предписанных методов,
так как они наделены огромным могуществом и могут дать человеку Кришну и
экстатическую любовь к Нему. Важнейшим из этих девяти процессов преданного
служения является постоянное воспевание имени Господа. Если делать это, избегая
десяти оскорблений, то можно легко достичь величайшего дара - любви к Богу. В
Кали-йугу нет другого такого метода, позволяющего столь же быстро достичь
успеха, как процесс воспевания. Согласно Шриле Дживе Госвами, никто не может
достичь высшего предназначения, приняв убежище у какого-нибудь другого вида
преданного служения:
"йадйапй анйа бхактих калау картавйа тада
киртанакхйа-бхакти-самйогенайва."
Другая тайна философии Господа Чайтанйи заключается в том, что когда воспевание
достигает совершенства, святое имя становится божественным символом конечной
цели, то есть средство и цель - это одно и то же. Молитвы
"Шикшаштаки" объединяют эту философию в единое целое. По указанию
Господа Чайтанйи Его последователи распространили этот метод с помощью
многочисленных книг и вдохновенной проповеди в общественных местах. Они ходили
от двери к двери, чтобы принести это послание в каждый город и каждую деревню.
В настоящей книге нам посчастливилось объединить труды трех столпов духовной
литературы. Переводы оригинальных санскритских стихов взяты из
"Чайтанйа-чаритамриты" Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,
основателя-ачарйи ИСККОНа. Шрила Бхактивинода Тхакура раскрывает перед нами всю
глубину этих молитв, и затем комментарии Шрилы Бхактисиддханты Тхакура еще
больше расширяют духовный кругозор читателя.
В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа 20 63-65) Кришнадаса Кавираджа
Госвами пишет:
эи-мата махапрабху бхававишта хаина
пралапа карила тат-тат шлока падийа
пурве ашта шлока кари' локе шикша дила
сеи ашта шлокера артха апане ашвадила
прабхура "шикшаштака" - шлока йеи паде шуне
кришне премабхакти тара баде дине дине
"И, переполненный экстатической любовью, Шри Чайтанйа Махапрабху стал
говорить, как сумасшедший, декламируя соответствующие шлоки. Господь только что
написал эти восемь стихов, предназначенных для всех людей в целом. И в этот
момент Он сам осознал значение "Шикшаштаки". Любовь и преданность к
Кришне будет расти с каждым днем в любом, кто цитирует или слушает наставления
Шри Чайтанйи Махапрабху, содержащиеся в этих восьми стихах."