Бхагавад-гита как она есть

 

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

 

Йога Верховной Личности

 

 

ТЕКСТ 1

Верховная Личность Бога сказал: "Говорится, что существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал Веды.

ТЕКСТ 2

Большие ветви этого дерева простираются вниз и вверх, питаемые тремя гунами материальной природы. Маленькие ветки его - это объекты чувств. У такого дерева есть и корни, идущие вниз; они связаны с кармической деятельностью человеческого общества.

ТЕКСТ 3-4

Истинную форму этого дерева нельзя постичь в этом мире. Никто не может понять, где оно оканчивается, где начинается, и где его основание. Но необходимо со всей решимостью срубить это дерево, чьи корни глубоко ушли в землю, оружием отрешения. После этого надо найти то место, достигнув которого, никто и никогда назад не возвращается, и там вручить себя Верховной Личности Бога, с которого все началось, и от которого все распространилось с незапамятных времен.

ТЕКСТ 5

Тот, кто свободен от ложного престижа, иллюзии и ложных связей, кто понимает вечное, кто покончил с материальным вожделением, кто свободен от двойственности счастья и несчастья, и кто, обладая трезвым умом, знает, как вручить себя Верховной Личности, достигает этого вечного царства.

ТЕКСТ 6

Эта Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни другим источником света. Тот, кто достиг ее, никогда не возвращается в этот материальный мир.

ТЕКСТ 7

Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых - ум.

ТЕКСТ 8

Живое существо в материальном мире переносит из одного тела в другое свои различные представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое.

ТЕКСТ 9

Живое существо, получая, таким образом, другое грубое тело, обретает определенный тип ушей, глаз, языка, носа и органов осязания, расположенных вокруг ума. Так оно наслаждается определенным набором объектов чувственного восприятия.

ТЕКСТ 10

Глупец не способен понять, как живое существо оставляет свое тело, как не понимает он и каким типом тела наслаждается под воздействием гун природы. Но тот, чьи глаза открыты знанием, может увидеть все это.

ТЕКСТ 11

Трансценталисты, достигшие самоосознания, могут ясно видеть все это. Но те, чьи умы неразвиты, и кто не осознали себя, не способны понять, что происходит, даже если постараются.

ТЕКСТ 12

Сияние солнца, рассеивающего мрак целого мира, исходит из Меня. И сияние луны, и свет огня также исходят из Меня.

ТЕКСТ 13

Я пребываю в каждой планете, и благодаря Моей энергии все планеты остаются на орбите. Я становлюсь луной, и тем самым даю жизненный сок всем овощам.

ТЕКСТ 14

Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с воздухом жизни, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи.

ТЕКСТ 15

Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед - познать Меня. в действительности Я составитель "Веданты", и Я - знаток Вед.

ТЕКСТ 16

Имеется два вида существ: подверженные ошибкам и непогрешимые. В материальном мире каждое живое существо подвержено ошибкам, а в духовном мире каждое - непогрешимо.

ТЕКСТ 17

Помимо этих двух, существует величайшая личность, Верховная Душа, Сам вечный Господь, который вошел в три мира и поддерживает их.

ТЕКСТ 18

Поскольку Я трансцентен, выше ошибок и непогрешимости, и поскольку Я величайший - и мир, и Веды восхваляют Меня как Верховную Личность.

ТЕКСТ 19

Всякий, знающий Меня как Верховную Личность Бога, и не сомневающийся в этом, знает все, и потому он полностью отдает себя преданному служению Мне, о сын Бхараты.

ТЕКСТ 20

Это - самая сокровенная часть ведических писаний, о безгрешный, и Я открыл ее тебе. Всякий, кто поймет ее, обретет мудрость, и его усилия приведут к совершенству.