Шри Шри Шикшаштака
Текст 1
чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамртасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-криша-санкиртанам
четах – сердца; дарпана – зеркало; марджанам – очищая; бхава – материального существования; маха-давагни – бушующий лесной пожар; нирвапанам – гася; шрейах – благословенный; каирава – белый лотос; чандрика – лунный свет; витаранам – излучая; видйа – всего знания; вадху – супруга; дживанам – жизнь; ананда – блаженства; амбудхи – океан; вардханам – углубляя; прати-падам – на каждом шагу; пурна-амрта – полный нектара; асваданам – позволяя ощутить вкус; сарва – каждому; атма-снапанам – омывая душу; парам – трансцендентный; виджайате – да увенчается победой; шри-кршна-санкиртанам – совместное пение святого имени Кришны.
Слава шри-кришна-санкиртане, очищающей сердце от грязи, скопившейся в нем за долгие годы, и гасящей пожар обусловленного существования и повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны несет величайшее благословение человечеству, ибо излучает сияние, подобное благодатному сиянию луны. Оно – душа всего трансцендентного знания. Оно углубляет океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность насладиться нектаром, которого мы всегда жаждем.
"Шри Санмодана Бхашйам"
Перед тем, как начать "Шри Санмодану Бхашйам", комментарий к стихам "Шикшаштаки"
Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, я приношу мои смиренные поклоны Господу,
который всегда является со своими вечными спутниками, панча-таттвой.
Превосходство пути преданного служения
Как подтверждает все ведическая литература, путь преданного служения - это
высочайшее совершенство жизни. Несколько раз проштудировав Веды своим мощнейшим
интеллектом, Господь Брахма убедился, что лучше всего достичь самоосознания,
пробудив в себе любовную привязанность к Господу Хари, Верховному Господу,
находящемуся в сердце каждого.
Это философское заключение недвусмысленно говорит о том, что преданное служение
стоит выше плодотворной деятельности, спекулятивных познаний и любого другого
процесса. Без твердой веры, без огромного желания наслаждаться подобными нектару
развлечениями Верховного Господа, а также без понимания эзотерических истин
священных писаний невозможно достичь чистой преданной любви к Богу. Но
обсуждать трансцендентные темы человек не может даже и с глубокой верой, если
он не находится в обществе святых, поскольку такое общество - это неотъемлемая
часть слушания и воспевания.
Данное высказывание подтверждается в "Шримад-Бхагаватам" следующим
образом:
"Беседы о Моей трансцендентной славе обретают духовную силу и пробуждают к
ней преданную любовь в самых сокровенных уголках сердца лишь тогда, когда они
происходят в обществе Моих чистых преданных."
Подобные утверждения показывают все преимущества общения со святыми, поскольку
в надлежащем обществе святое имя Господа, Его облик, качества и деяния прославляются
совершенным образом. В своем учении Господь Чайтанйа на первое место ставил
именно такое прославление. Например, последняя строка данной шлоки содержит
слово "парам", относящееся к воспеванию святого имени Кришны. Это
воспевание по самой своей природе способно очистить все, и поэтому является
высочайшей формой благословения. На любой стадии духовного прогресса, начиная
со "шраддхи" (веры), "садху-санги" (общения со святыми),
"бхаджана-крийи" (практики преданного служения) и т. д., воспевание
всегда превосходит все остальные виды преданного служения. Однако не следует
путать воспевание, совершаемое в чистом и преданном настроении, с дешевым
сентиментальным подражанием.
Философия Господа Чайтанйи
Господь Шри Чайтанйа Махапрабху лично объяснил в своей "Шикшаштаке"
принципы самбандхи, абхидхейи и прайоджаны, или, другими словами, наши вечные
отношения с Богом, методы, с помощью которых их можно восстановить, а также
природу этих взаимоотношений, необходимых каждому живому существу и являющихся
высшей целью жизни. Поэтому в нашем комментарии мы обсудим вкратце эти
философские заключения. Господь Чайтанйа, Верховная Личность Бога, которой с
любовью служат преданные-вайшнавы, лично провозглашает: "Вся слава
совместному воспеванию святого имени".
Личная концепция Бога против безличной
Поэтому послушайте, пожалуйста, о том, как воспевание святого имени всегда
одерживает победу даже в этом мире, сотворенном внешней энергией Господа. В
писаниях подчеркивается абсолютное единство Верховной Истины. В шрути-шастрах
мы читаем: "До творения существовал только Он, лишенный всякой
двойственности (Верховный Бог)." И, в другом месте: "Все разнообразие
существует внутри единого брахмана (Него)." В этих цитатах раскрыта суть
всепроникающего безличного аспекта Абсолютной Истины. Однако афоризм "все
является брахманом" подчеркивает тот факт, что вечная и высшая Абсолютная
Истина - это личность, и что Она исполнена многообразия.
Чтобы это понять, следует обратить внимание на то, что, рассматривая
одновременно исполненный разнообразия персонализм и неделимый имперсонализм,
можно легко заметить элемент личности, который всегда ощущается, в то время как
имперсонализм, будучи неделимым, не воспринимается вообще.* Поэтому в концепции
Абсолютной Истины доминирует личностный аспект. Наш гуру, Шрила Джива Госвами,
касаясь данного духовного вопроса, утверждает, что одна Абсолютная Истина вечно
существует в четырех аспектах: своей изначальной трансцендентной форме, своей
внешней и повсюду проникающей энергиях, живых существах и, наконец, в общей
совокупности всего сущего.
* Эпистемология, наука познания, подтверждает тот факт, что, не будучи в
состоянии проводить различия, воспринимать что-либо невозможно. Можно ли,
например, увидеть среди ночи черную кошку, идущую по темной комнате? Конечно
же, нет; наш ум и наши органы чувств способны отличать один предмет от другого
только тогда, когда видят разницу между качествами и свойствами, которыми
обладают эти предметы. Подобным же образом слияние с брахманом означает
невозможность его восприятия, поскольку брахман лишен какого-либо разнообразия.
И более того, пользуясь тем же самым доводом, можно сказать, что поскольку
наличие сознания говорит о присутствии в теле души, кайвалйа (безличное
освобождение) имперсоналистов равносильна духовному самоубийству. - Ред.
Аналогия с солнцем
Это аналогично четырем аспектам солнца: лично богу солнца (Сурйе), солнечному
диску, солнечному сиянию и отражению солнечных лучей на других поверхностях.
Сущность заключается здесь в том, что только Бог является Высшей Абсолютной
Истиной, шактиманом, единственным источником всех энергий. Хотя Шрипад
Шанкарачарйа в своих комментариях к "Брахма-сутре" доказывает
единство источника энергии, шактимана, и самой энергии, шакти, тем не менее
заключение Вед ("Шветашватара Упанишада", 6.8) таково:
"Эта Высшая Абсолютная Истина проявляется во множестве форм. Ее энергии
разнообразны."
Это доказывает, что непостижимая Абсолютная Истина действует парадоксально и
противоречиво. Поэтому мы неизбежно придем к тому выводу, что между энергией и
ее источником есть вечная и существенная разница. Этот заключительный принцип
невозможно оспорить с помощью аргументов философской школы монизма
кевала-адвайта-вады.
Абсолютный источник энергии, Высшая Истина, проявляется в трех категориях:
внутренней, пограничной и внешней энергиях. Посредством внутренней духовной
энергии Он полностью проявляет абсолютную природу бесконечного духовного
царства, в котором Он существует как Верховная Личность Бога, обладая всеми
возможностями, которые предоставляют Его энергии. Для того, чтобы оказать
содействие Его духовным играм, внутренняя энергия проявляет духовные планеты,
которые называются Вайкунтхами. Пограничная энергия - вечное живое существо,
подобное лучу солнца, - это мельчайшая искра, которая является неотъемлемой
частью Абсолютной Истины и поэтому не отличается от Нее. Но внешняя энергия,
или майя, - это всего лишь отражение вечного духовного царства. Она создает
побочный мир, в котором возникают различные ситуации, привлекающие
обусловленные души.
Одновременное единство и различие
Таким образом, живое существо, или пограничная энергия, и Вайкунтха,
трансцендентный мир, одновременно и отличаются, и не отличаются от Верховного
Господа. Пока джива находится под покровом Верховного Господа, она остается в числе
обитателей духовных планет, но как только она забывает естественные для нее
знания о Господе, ее тут же выдворяют из трансцендентного царства. Дживу
сравнивают с лучом солнца, но когда ее покрывают облака майи, она становится
обусловленной и начинает вести неестественный для себя образ жизни, который
противоречит ее природе. Джива существует для того, чтобы участвовать в
трансцендентных развлечениях Верховного Господа, но в силу своей пограничной
природы она может быть подвержена чарам майи и страдать таким образом из-за
повторяющихся рождений и смертей. Но как только индивидуальная духовная искра
пробуждается к самоосознанию, мрачный туман невежества, майи, рассеивается, и
долгим страданиям, причиняемым повторяющимися рождениями и смертями, приходит конец,
и тогда джива вновь обретает свою духовную индивидуальность.
Чистое общество святых действует на дживу волшебным образом. У нее пробуждается
вкус и интерес к духовному знанию, содержащемуся в писаниях, а также возникает
привязанность к привлекающему всех Верховному Господу. Заняв таким образом свое
конституциональное положение, такая пробудившаяся душа становится достойной
принять участие в любовных супружеских развлечениях Верховного Господа. Именно
искренняя вера приводит к поискам общества подлинных святых, а затем уже и к
принятию убежища у настоящего духовного учителя, от которого человек услышит
истинную суть явленных писаний. За смиренным слушанием последует воспевание, и
постепенно духовная природа начнет преобладать, и тогда одухотворенная джива
одержит победу над иллюзорной энергией, майей. Таков, вкратце, грандиозный
эффект, который оказывает воспевание святого имени Господа. Только воспевание
очищает сердце (чето-дарпана-марджанам) и дарит со временем дживе семь
совершенств.
Джива и Верховный Господь
В стихе, начинающемся со слов чето-дарпана-марджанам, описывается изначальная
трансцендентная природа дживы. Как объясняет Шрила Джива Госвами, джива - это
необъемлемая часть Верховной Абсолютной Истины, Высшего Источника энергии,
который является совокупностью всех джив. Будучи подобной солнечному лучу,
джива имеет ту же духовную природу, что и Верховный Господь, но по размеру она
бесконечно мала. Шрила Баладева Видйабхушана охарактеризовал Верховного Господа
как бесконечно большого, а дживу - как Его бесконечно малую частицу. В
совершенствах Верховного Господа есть все трансцендентные качества. Его чистое
"Я" одновременно проявляется и как Абсолютное знание, и как тот, кто
знает. Подобно этому, джива также обладает трансцендентным знанием и чистым
"я" (хотя и частично). Это логично, поскольку тепло и свет можно
обнаружить и в самом солнце, и в его лучах.
Один из двух - Верховный Господь - полностью независим и обладает всеми
трансцендентными качествами. Он - начало всего, и только Он частично входит в
материальную природу и контролирует ее. Творит и поддерживает материальный мир
также только Он. Будучи источником всевозможных видов духовного блаженства, Он
получает удовольствие от своей собственной духовной сущности и посредством
чистого преданного служения распространяет нектар чистой любви к Богу. Он очень
хочет, чтобы все живые существа ощутили сладость этого нектара. Бесчисленные
живые существа, проходя через различные формы бытия, то вечно обусловлены, то
вечно свободны. Как только джива отвергает Верховного Господа, она тут же
навеки попадает в ловушку материальной природы, но стоит ей снова искренне
пожелать найти у Него прибежище, как занавес майи, отделяющий дживу от ее
вечной духовной природы, приподнимается навсегда, и она тут же восстанавливает
свою изначальную духовную сущность.
Очищение зеркала сознания
Теперь совершенно очевидно, что бесконечно малая джива обладает трансцендентной
природой и что у ее эго форма и душа чисты. Но когда она отворачивается от
Бога, намереваясь наслаждаться материальной энергией, ее чистая природа
загрязняется невежеством. Именно поэтому душу сравнивают с зеркалом. Если
зеркало сознания покрыто пылью невежества, то в нем невозможно увидеть свое
настоящее "я", точно так же как невозможно увидеть отражение своего
лица в зеркале, покрытом грязью. Но если человек начинает заниматься любовным
преданным служением, особенно слушая и воспевая святые имена Верховного Господа
Шри Кришны и рассказы о Его развлечениях, находясь под контролем Его энергии
духовных наслаждений хладини, то материальное загрязнение, то есть невежество,
полностью исчезает из его сердца, и тогда из его чистого эго проявляется чистое
сознание. В зеркале своего чистого эго он без каких-либо искажений увидит
Верховного Господа, дживу, пракрити (природу), калу (время) и карму (действия и
их последствия), а также пять основных принципов существования. Таким образом,
в зеркале своего сознания он сможет увидеть отражение своей духовной сущности
без каких-либо искажений. Это поможет ему понять, что его религия и его
врожденная природа заключается в том, чтобы вечно служить Господу. Когда
человек становится опытен в служении Господу, его склонность к физическим
наслаждениям превратится в желание преданно и с любовью заниматься своим
служением.
Бушующий пожар самсары
Слово "бхава" подразумевает, что джива обречена на круговорот
рождений и смертей в материальном мире, называемый маха-давагни, бушующим
пожаром, потушить который можно лишь с помощью совместного воспевания святого
имени Кришны и никак иначе. Здесь может возникнуть вопрос: прекращает ли
человек воспевать святое имя Кришны после того, как узнает о своей сва-дхарме,
своей вечной духовной природе и обязанностях? Ответ - нет, никогда. Как раз
воспевание имени Бога и является сва-дхармой души. В фразе
шрейах-каирава-чандрика-витаранам, описывающей святое имя, особенно
подчеркивается вечная деятельность души в ее изначальном духовном состоянии.
Чистый лотос преданности Богу
Порабощенные майей дживы предпочитают продолжать такую жизнь и наслаждаться
физическим существованием. Это желание буквально привязывает их к циклу
рождений и смертей и является основной причиной, по которой они испытывают
страдания трех видов. Но, почувствовав отвращение к материальным наслаждениям и
снова посвятив свое время и силы любовному служению Господу Кришне, духовная
душа получает высшее благо. Это благословение похоже на распускание чистых,
никем еще не тронутых белых лотосы. Как белые лотосы распускаются под
успокаивающими лучами луны, так и вянущие лепестки благословения дживы вновь
оживают под лучами сладкого вкуса воспевания святого имени. Существует такое
высказывание: "преданность рождается из преданности", согласно
которому искренняя и обладающая верой джива должна следовать начальным
принципам бхакти до тех пор, пока первые лучи чистой преданности не засияют на
горизонте ее сердца. Сравнение совместного воспевания с луной здесь весьма
уместно, поскольку, стоит лунным лучам прикоснуться к бутону лотоса, как он тут
же раскрывается,. Точно так же и святое имя излучает сияние бхавы, спонтанной
привязанности к Верховному Господу. В этом заключается сущность хладини,
переполняющей сердце дживы. И затем, проливая на душу высочайшее благословение,
в ее сознании вспыхивает рати, духовное любовное влечение. Вот что
подразумевается под "молодой луной, которая дарит каждому живому существу
белые лотосы счастья".
Обретение своей вечной формы
Здесь уместно было бы спросить, когда же душа, достигшая уровня чистой
преданности, обретает свою духовную сущность - сва-дхарму? В ответ Господь
Чайтанйа говорит: видйа-вадху-дживанам, "душа всего трансцендентного
знания". У шакти Верховного Господа есть два аспекта: видйа (знание) и
авидья (невежество). Сварупа-шакти Шри Кришны, йогамайа, - это Его внутренняя
духовная энергия, которую называют видйей, а внешнюю Его энергию, махамайу,
называют авидйей. Именно последняя творит материальную вселенную и покрывает
сварупу души. Но когда, благодаря искреннему воспеванию и слушанию, первые лучи
чистой преданности появляются, наконец, на горизонте сердца садхаки, богиня
чистой преданности, Бхакти-деви, постепенно заслоняет собой энергию авидйи. Она
дает душе духовное знание, разрушая таким образом ее грубую и тонкую оболочки.
Одновременно с этим проявляется изначальная духовная форма дживы, к примеру,
форма гопи, если она склонна к супружеской любви. Вышесказанное доказывает, что
имя Кришны - это жизнь и душа всего трансцендентного знания,
видйа-вадху-дживанам. Поэтому сварупу-шакти Кришны часто называют Его женой.
Жена на санскрите - "вадху".
Постоянно увеличивающийся океан блаженства
Уничтожив грубое и тонкое тела, бесконечно малая джива вновь обретает свою
изначальную чистоту. И хоть она и ану, то есть очень маленькая, тем не менее
духовное счастье, которое она испытывает, отнюдь не маленькое. Во избежание
неправильных толкований Господь Чайтанйа добавляет здесь:
анандамбудхи-вардханам, "постоянно увеличивая океан блаженства".
Другими словами, благодаря святому имени Господа ощущение духовного счастья,
присущее душе, становится все сильнее и сильнее, и пределов этому развитию нет.
Душа вечно остается в одной из рас: дасйе, сакхйе, ватсалйе или мадхурйе (в
отношениях слуги и господина, дружеских отношениях, родительских или же
супружеских). Постоянно испытывая сладость духовных ощущений, она каждое
мгновение наслаждается нектаром трансцендентных взаимоотношений и обменивается
с Верховным Господом колоссальным потоком любовных эмоций. Пленяющая красота
Верховного Господа Кришны, Его божественные качества и невероятные развлечения
вечны и приводят душу в состояние экстаза. Опьянев от божественной премы,
чистая джива все пьет и пьет этот сладчайший нектар, но чарующая красота
Господа никогда не теряет своей свежести, словно пища богов, и джива бесконечно
наслаждается все новыми и новыми достоинствами Господа, которые открываются
перед ней.
Абсолютная чистота духовного счастья
Здесь может возникнуть последний вопрос: не эгоистично ли такое счастье и не
противоречит ли оно таким образом принципам чистой духовной любви? Если да, то
разве можно тогда называть счастье, испытываемое дживой, духовным и
беспримесным? Чтобы рассеять сомнения такого рода, Господь Чайтанйа употребил
здесь выражение сарватма-снапанам, означающее, что сознание Кришны совершенно
чисто и полностью свободно от каких бы то ни было эгоистичных побуждений. Иначе
говоря, в процессе преданного служения джива естественным образом становится
служанкой Шримати Радхарани, олицетворения махабхавы, высочайшего и
непревзойденного уровня духовных эмоций, и таким образом она принимает участие
в супружеских развлечениях Господа, испытывая при этом беспредельное
экстатическое блаженство. Поэтому в таком подчиненном умонастроении нет ни
малейшего оттенка индивидуализма или каких-нибудь эгоистических побуждений. Это
выражение указывает также и на то, что, находясь в таком состоянии полного
блаженства, джива не может осквернить себя ни желанием слиться с Господом, т.е.
получить освобождение сайуджйа-мукти, ни желанием наслаждать свои органы
чувств.
Святое имя всегда одерживает победу
Пусть же воспевание святого имени Кришны, украшенное семью трансцендентными
качествами, всегда одерживает победу. Это - воплощение вечности, это - знание,
это - высочайшее блаженство, которое хранит в себе удивительный океан любовных
игр Шри-Шри Радхи-Кришны.
Аналогичные высказывания содержатся также и в "Шри
Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа-лила 20.11, 13 и 14):
"С помощью воспевания святого имени Господа Кришны человек сможет
избавиться от всех своих дурных привычек. Именно так можно стать удачливым и
погрузиться в волны любви к Кришне."
"У человека, занимающегося совместным воспеванием махамантры Харе Кришна,
исчезают все обстоятельства, сопровождающие греховное материальное
существование, его грязное сердце очищается, и в нем просыпаются все различные
формы преданного служения."
"Благодаря воспеванию живое существо пробуждает в себе любовь к Кришне и
познаёт вкус трансцендентного счастья. Поглощенное океаном любви, оно, в конце
концов, начинает служить Кришне лично."
Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Есть бесконечное число способов заниматься преданным служением. Многие из них
описаны в "Шримад-Бхагаватам" и "Хари-бхакти-виласе".
Вообще говоря, основными процессами бхакти-йоги считаются шестьдесят четыре
разновидности преданного служения. Они образуют две категории: вайдхи-бхакти
(преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями) и
рагануга-бхакти (спонтанное преданное служение). В
"Шримад-Бхагаватам" Прахлада Махараджа в особенности прославляет
именно чистое спонтанное преданное служение. Как говорил Господь Гаурасундара,
"самая совершенная форма преданного служения - это совместное воспевание
святого имени Господа."
Достижение Верховного
Те, кто сведущи в трансцендентном знании об Абсолютной Истине, установили, что
высшая единая субстанция постигается вначале посредством гйаны как брахман;
затем она постигается в своем вечном аспекте как параматма, Сверхдуша; полное
проявление всех энергий и трансцендентной природы абсолютного знания, вечности
и блаженства, присущих Высшей Абсолютной Истине, называется Бхагаваном. Когда
Бхагаван проявляет свои высочайшие достоинства, Его называют Васудевой, когда
же Он скрывает их за супружеской любовью, Его называют Кришной. Господь
Нарайана находится со своими преданными в двух основных расах, в то время как
Господь Кришна - во всех пяти. Господь Баларама, экспансия Кришны, относящаяся
к категории вайбхава-пракаша и наделенная Им всеми соответствующими качествами,
- это Верховный Господь Вайкунтхалоки, который вечно представлен там Своими
экспансиями чатур-вйуха.
Джапа, киртана и санкиртана.
Джапа надлежащим образом повторяется только в уме. Тогда воспевающий ее
достигает желаемого совершенства. Воспевание вслух при участии губ - это
киртана. Такой метод более эффективен, чем джапа, и он приносит величайшее
благо слушающему. Санкиртана означает "полная киртана", поскольку
тому, кто ее практикует, не нужно больше заниматься никакими другими видами
преданного служения. Неполная или несовершенная киртана святого имени Господа
Кришны - это не то же самое, что и санкиртана. Несовершенное воспевание имени
Кришны неспособно максимальным образом изменить живые существа в духовном
отношении, из-за чего они будут сомневаться в могуществе киртаны. Так пусть же
поэтому победит нама-санкиртана, полное и совершенное воспевание святого имени
Кришны.
Семь совершенств воспевания
Знание о мирских предметах никогда не может быть полным. Однако в духовном
мире, где высшим объектом познания является Кришна, все находится на таком
уровне, где ничего никогда не затрагивается материальной природой. Поэтому,
обсуждая трансцендентные предметы, связанные со Шри Кришной, преданный
достигает сверхчеловеческого совершенства. В данной шлоке упоминаются семь
таких совершенств, имеющих особенное отношение к воспеванию святого имени
Господа Кришны.
1) Очищение зеркала сердца
Благодаря воспеванию имени Господа Кришны обусловленная душа очищает свое
сердце, оскверненное материальными желаниями, духом наслаждений и безбожной
атеистической деятельностью. Воспевание имени Господа Кришны является наиболее
эффективным средством очищения сердца дживы от скверны такого рода, покрывающей
зеркало сознания дживы и заставляющей ее отвергнуть свою истинную природу.
Освободить сознание от этого помрачения может только имя Кришны. Приняв убежище
у святого имени и постоянно занимаясь воспеванием, джива постепенно начинает
видеть в зеркале своего сознания отражение своей изначальной формы слуги
Господа Кришны.
2) Защита преданного от материального существования
На первый взгляд материальное существование может показаться довольно-таки
приятным, но в действительности - это пожар, бушующий в лесной чаще, из-за
которого весь лес иногда может превратиться в пепел. Непреданным, у которых нет
веры в Господа Кришну, постоянно приходится испытывать на себе боль от ожогов,
причиняемых пожаром материального существования. С другой стороны, совершенное
воспевание имени Господа Кришны защищает преданного от обжигающих языков этого
пламени, даже если он находится в самой глубокой чаще материального мира.
3) Святое имя приносит величайшее благословение
Если воспевание святого имени Господа Кришны совершенно искреннее, то это -
величайшая добродетель и необыкновенная щедрость. Слово "шрейах"
значит "благословение", кайрава - "белые лилии", а
"чандрика" - лунные лучи. Как лучи восходящей луны подчеркивают
красоту белых лилий, сияющих в ночи, так и воспевание имени Кришны проявляет в
человеке все самое лучшее и рассеивает мрак вселенной светом божественного
благословения. Материальные желания наслаждений своих органов чувств,
спекулятивное знание и плодотворная деятельность ни могут принести
человеческому обществу никакого блага, но воспевание имени Кришны принесет ему
величайшее процветание.
4) Источник всего трансцендентного знания
В "Мундака Упанишаде" говорится о двух видах знания: материальном и
духовном. Косвенно воспевание святого имени Господа Кришны является источником
материального знания, но что касается неземного, трансцендентного знания, то
это - его жизнь и душа. Побуждая дживу разбить свои кандалы ложного эго и
ложной гордости, оно поднимает ее до осознания своих вечных взаимоотношений с
Верховным Господом Шри Кришной. Поэтому воспевание святого имени Кришны
является краеугольным камнем трансцендентного знания.
5) Увеличение океана блаженства
Благодаря воспеванию святого имени океан трансцендентного блаженства
разливается до бесконечности, каждый миг давая возможность наслаждаться
сладчайшим вкусом нектара. Океаном можно назвать только безбрежный водоем.
Поэтому сравнение беспредельного блаженства с океаном весьма уместно. Подобные
трансцендентные ощущения вечны и при этом не возникает чувства их
неполноценности или временности. Даже духовная природа, соприкасаясь со святым
именем Кришны, становится более нежной и начинает сиять прохладным светом. Что
же касается царства материальной природы, то имя Кришны не только очищает тела,
умы и души, но и придает им прохладную нежность.
6) Исцеление от болезни материального существования
Духовную душу в материальном мире снедают тонкие и грубые загрязнения,
неизбежные при материальном существовании, но воспевание святого имени может
тут же положить этому конец. Когда душа, вырвавшись из плена материальных
обозначений, устремляется к Кришне, она начинает заниматься преданным служением
в прохладной тени Его лотосных стоп.
7) Сущность всех остальных форм преданного служения
В "Бхакти-сандарбхе", а также в "Крама-сандарбхе" Шрила
Джива Госвами пишет следующее:
ата эва йадйапйанйа бхактих калау картавйа
тада киртанакхйа-бхакти-самйогенайва
Это означает, что хотя в Кали-югу и рекомендуются восемь форм преданного
служения, их, тем не менее, следует совершать вместе с воспеванием.
Цитаты и примечания из "Шри Бхаджанарахасйи"
Шрилы Бхактивиноды Тхакура.
Чето-дарпана-марджанам
С помощью воспевания святого имени удаляется любая грязь, покрывающая зеркало
сознания, поскольку святое имя - это воплощение абсолютного духовного счастья.
К примеру, в своей "Намаштаке" (7) Шрила Рупа Госвами пишет:
судиташрита-джанарттирашайе-рамйа-чидгхана
сукхасварупине
нама гокула махотсавайа те кришна пурна-вапусе намо намах
"О, святое имя! О Господь Кришна! Ты устраняешь страдания своих преданных,
вызванные тем, что они оскорбили святое имя. В своей трансцендентной форме
экстатической красоты и блаженства Ты предстаешь перед обитателями Гокулы как
воплощение безграничной радости. Поэтому Твоя природа столь же духовна, как и
планеты Вайкунтхи. Я вновь и вновь в почтении склоняюсь перед Тобой."
Бхава-маха-давагни-нирвапанам
В "Шримад-Бхагаватам" (6.2.46) говорится:
натах парам
карма-нибандха-кринтанам
мумукшатам тиртха-паданукиртанат
на йат пунах кармасу саджджате мано
раджас-тамобхйам калилам тато 'нйатха
"Поэтому тот, кто хочет обрести свободу от материального рабства, должен
воспевать и прославлять имя, славу, форму и развлечения Верховной Личности
Бога, у чьих стоп находятся все святые места. Никакие другие методы не принесут
такого же блага, будь это благочестивые покаяния, спекулятивное знание или
медитация в мистической йоге, поскольку даже после таких занятий человек снова
возвращается к плодотворной деятельности, будучи неспособен контролировать свой
ум, оскверненный низшими гунами природы - страстью и невежеством."
Шрейах-кайравачандрика-витаранам
В "Хари-бхакти-виласе" (11.234) приводится цитата из "Сканда
Пураны" :
мадхура-мадхурам-этан-мангалам
мангаланам
сакала-нигамабалли-сатпхалам читсварупам
сакрид-апи паригитам шраддхайа хелайа ча
бхригу-вара нара-матрам тарайет-нама
"Высочайшее благословение, стоящее на всеми остальными, - это святое имя
Кришны. Оно слаще сладчайшего меда, оно - вечный плод древа всех писаний. О
лучший из Бхаргав! Стоит любому произнести имя Господа Кришны без оскорблений -
неважно, с верой или неосознанно - как святое имя тут же сделает его
освобожденным."
Видья-вадху-дживнам
В "Гаруда Пуране" говорится:
йадиччхаси
парам джнанам джнанад йат парамам падам
тададарена раджендра куру говинда киртанам
"О лучший среди правителей! Если ты хочешь обрести это необычайное знание,
с помощью которого можно постичь Высшую Цель, тебе следует с любовью и
преданностью воспевать имя Господа Говинды."
Также и в "Шримад-Бхагаватам" (3.5.40) сказано:
дхатар йад
асмин бхава иши дживас
тапа-трайенабхихата на шарма
атман лабханте бхагавамс тавангхри-
ччхайам са-видйам ата ашрайем
"О Отец, о Господь, о Верховный Бог! Живые существа в материальном мире
никогда не будут счастливы, потому что их одолевают страдания трех видов.
Поэтому они находят убежище в тени Твоих лотосных стоп, наполненных знанием, и
мы также принимаем убежище у них."
В "Шримад-Бхагаватам" (4.29.49) говорится также следующее: са видья
танматирджайа. "Настоящее знание - это понимание, усиливающее нашу
привязанность к Верховному Господу."
Анандамбудхи-вардханам
В "Шримад-Бхагаватам" (8.3.20) говорится:
экантино йасйа
канчанартхам
ванчханти йеваи бхагават-прапаннах
атй-адбхутам тач-чаритам сумангалам
гайанта ананда-самудра-магнах
"Чистые преданные, у которых есть лишь одно желание - служить Господу,
поклоняются Ему с безраздельной преданностью и всегда слушают и рассказывают о
Его удивительнейших и в высшей степени благотворных поступках. Поэтому они
всегда погружены в океан трансцендентного блаженства и не просят Господа ни о
каких благословениях."
Пратипадам пурна-амрита-асваданам
В "Падма Пуране" говорится:
тебхйо намо
'сту бхава-барижхи-джирна-панка-
саммагна-мокшана-вичакшана-падукебхйах
кришнаэти варна-йугалам шраванена йешам
анандатхур-бхавати нарттитаромавриндах
"Я в почтении склоняюсь к стопам такого необычайного человека, чье тело
дрожит от переполняющей его радости и трепещет в экстазе, когда он слышит
сладкое имя Кришны. Я склоняюсь перед ним, потому что он знает, как спасти
обусловленные души, погрязшие в бескрайней трясине самсары."
Сарватма-снапанам
В "Шримад-Бхагаватам" (12.12.48) говорится:
санкиртйамано
бхагаван анантах
шрутанубхаво вйасанам хи пумсах
правишйа читтам видхунотй ашешам
йатха тамо 'рко 'бхрам ивати-ватах
"Когда люди прославляют надлежащим образом Верховную Личность Бога или
просто слушают о Его энергиях, Господь лично входит в их сердца и уничтожает
все даже самые маленькие невзгоды, подобно тому как солнце рассеивает тьму, а
ветер - облака."
Из "Намаштаки":
нарада-винодждживана судхарми-нирййаса-мадхурипура твам кришна-нама камам
спхура ме расане расена сада
"О святое имя Кришны! Ты - эликсир жизни, источаемый виной Нарады Муни, ты
живительно, как волны на поверхности океана нектара, и поэтому я молю Тебя,
чтобы Ты всегда танцевало в экстазе у меня на языке."
Также в "Намаштаке" (2) говорится:
джайа
намадхейа мунивриндавайа джанаранджанайа парамакшаракрите
твамадарадапи манагудиритам никхилограта-папаталим вилумпаси
"О святое имя, вся слава Тебе! Во все времена святые возносили Тебе свои
гимны, и Ты явилось сейчас в виде высших слогов, чтобы доставить удовольствие
всему человечеству. Ты уничтожишь последствия самых страшных грехов, а вместе с
этим положишь также и конец всем страданиям любого, кто произнесет святое имя,
пусть даже неосознанно, косвенно или в шутку, неправильно или пренебрежительно.
Поэтому Ты побеждаешь всегда."
И также в "Чайтанйа Бхагавате" (Мадхйа 23.76-77) сказано:
харе кришна
харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
прабху кахе - кахилан эи махамантра
иха джапа гийа сабе карийа нирбандха
иха наите сарба-сиддхи хаибе сабара
сарва-кшана бала 'итхе бидхи нахи ара
"Господь Чайтанйа сказал: "Я даю вам эту маха-мантру: Харе Кришна,
Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе
Харе. Идите и воспевайте ее с искренним энтузиазмом. Воспевая эту мантру, вы
достигнете всех совершенств жизни, поэтому воспевайте ее постоянно, так как для
этого нет никаких правил и предписаний."