Шри Шри Шикшаштака
Текст 6
найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати
найанам – глаза; галад-ашру-дхарайа – непрерывные потоки слез; ваданам – уста; гадгада – дрожащий; руддхайа – прерывающийся; гира – произнося слова; пулакаих – вставшие дыбом волосы как проявление трансцендентного экстаза; ничитам – покрылось; вапух – тело; када – когда; тава – Твоего; нама-грахане – при произнесении имени; бхавишйати-появится.
О мой Господь, когда же глаза мои украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися при пении Твоего святого имени? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?
"Шри
Санмодана Бхашйам"
В предыдущих пяти шлоках рассматривалось
следующее. Духовная жизнь начинается со шраддхи, то есть искренней веры, за
которой следует садху-санга и девять ступеней преданного служения, начиная со
слушания, воспевания, памятования и т. д. Следующей темой, которая
рассматривалась в предыдущих шлоках, была наука самоосознания, с корнем
уничтожающая невежество дживы и все нежелательные препятствия на пути духовного
прогресса. Затем были освещены такие темы, как ништха (твердость), ручи (вкус),
асакти (привязанность) и бхава (духовные эмоции). Таким образом, было показано,
как посредством чистого преданного служения, в котором заключается сущность
хладини-шакти Господа, джива постепенно проявляет свою сварупу, изначальную
духовную форму. К тому времени, когда джива поднимается на ступень бхавы, ее
чистое преданное служение достигает своей кульминации, так как становится
непрерывным процессом. Бхаву часто называют рати, или влечением, и сравнивают
ее с бутоном, который, распускаясь, становится према-бхакти, чистым любовным
служением. Из воспевания, слушания и других процессов, с которых начинается
садхана-бхакти, наиболее эффективным способом подняться до уровня бхавы
является повторение имени Кришны.
Девять признаков бхавы
Преданный, поднявшийся до этого высочайшего
духовного уровня, обладает девятью качествами: 1) он терпелив и невозмутим даже
перед лицом больших несчастий; 2) он не любит терять попусту время; 3) он
всегда занят служением Господу; 4) он ничем не гордится; 5) у него нет ни
малейшего сомнения в том, что он достигнет лотосных стоп Господа; 6) он
неудержимо стремится к совершенству и у него есть вкус к повторению святого
имени; 7) он очень любит беседы о развлечениях и качествах Кришны; 8) ему
абсолютно неинтересно то, что не имеет никакого отношения к Кришне; 9) он
привязан к тем местам, где происходят игры Кришны. В писаниях говорится, что
душа, развившая в себе эти качества, стоит на пороге достижения полной бхавы.
Признаки экстаза на ступени бхава-бхакти
Когда, вследствие садхана-бхакти, возникает ручи,
неудержимое стремление к лотосным стопам Господа, и сердце преданного тает, то
такое состояние называется бхава-бхакти. Духовные эмоции бхавы - это лучи
солнца премы и лучи солнца ни с чем не сравнимой красоты Кришны, воплощения
чистой трансцендентности. Поэтому бхава-бхакти, или рати, - это не что иное,
как зарождение премы, любви к Богу. На этой стадии понемногу начинают
проявляться ашта-саттвика-викара, восемь признаков экстаза: плач, озноб и т. д.
Когда преданный медитирует на лотосные стопы Господа, сердце его начинает
таять, и он не в силах сдержать потоки слез. Тантры и Пураны объясняют, что на
уровне бхавы эти признаки экстаза только-только начинают проявляться, но на
уровне премы они сияют уже в полную силу. Поведение преданного, переполняемого
такими эмоциями, называется анубхава. Он танцует, катается по земле, поет,
внезапно начинает кричать, тело его содрогается, он начинает долго, продолжительно
зевать, подолгу о чем-то тоскует, хочет остаться один, у него сочится слюна, он
громко смеется, теряет сознание, икает и т. д.
Восемь главных признаков экстаза
Полное бессилие, испарина, мороз по коже,
бледность, потеря голоса, дрожь, рыдания и потеря сознания - это восемь
основных признаков экстаза, или ашта-саттвика-викара. На стадии бхавы преданный
в первую очередь начинает танцевать, петь, его сотрясают рыдания, он теряет
голос и мороз идет у него по коже. В данной шлоке Господь Чайтанйа уделяет этим
признакам особое внимание. Он молится: "О, Кришна, о, сын Махараджи Нанды,
когда же при произношении Твоего имени глаза Мои украсятся потоками слез? Когда
же экстатические эмоции переполнят Меня настолько, что голос Мой дрогнет и
мурашки побегут у Меня по коже? О, Господь, пролей на Меня свою милость, и
пусть при повторении Твоего имени тело мое украсят эти проявления
экстаза!"
В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа-лила
20.37) Господь Чайтанйа говорит:
"Я не вижу смысла жить без любви к Богу.
Поэтому Я молю Тебя о том, чтобы Ты принял Меня на работу в качестве своего
слуги и платил Мне жалование любовью к Богу."
Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
"О, Господь Кришна, о, счастье гопи, когда же
при произнесении Твоего имени по щекам гопи заструятся неудержимые потоки слез?
Когда же голос Мой дрогнет, и тело задрожит от любви к Тебе, и мороз пройдет по
коже?" Это совершенная молитва к Господу, произнесенная с любовью к Нему.
В этой связи уместно будет привести здесь цитату из "Бхакти-расамрита-синдху"
(1.2.156):
"О, Господь Пундарикакша, когда же я буду
танцевать в экстазе на берегах Ямуны, воспевая Твое имя со слезами на
глазах?"
С помощью второстепенных имен достичь премы
невозможно
Не может быть и речи о том, чтобы достичь премы
посредством воспевания второстепенных, или дополнительных, имен Кришны.
Поэтому, как о том упомянуто в "Падйавали" (39), Господь Чайтанйа
цитирует Шрилу Вйасадеву:
"Упанишады рассматривают предметы, далекие от
нектарных развлечений Господа Хари, Шри Кришны. Поэтому они не могут затронуть
сердце читателя и от их чтения по лицу никогда не заструятся слезы, и по телу
не побегут мурашки."
Брахман, о котором повествуют Упанишады, весьма
поверхностно связан с чудесными рассказами об играх Кришны. Истории о Кришне
наполняют сердце экстазом, из-за которого тело преданного содрогается, он
начинает рыдать и проявлять другие его внешние признаки. Эта шлока не имеет в
виду тех, чьи глаза просто так влажны по своей природе, или тех, кто страдает
от надуманного экстаза. Тело и ум будут делать все, что им прикажет
переполненная экстазом очистившаяся душа, привлеченная служением Кришне.
Поэтому сердце может растаять только у абсолютно чистых преданных, избавившихся
от всех анартх, и лишь в их телах и умах могут проявиться все остальные признаки
экстаза. Неофиты, пытающиеся имитировать подобные экстатические переживания,
свойственные маха-бхагаватам, на деле просто дурят простой народ и создают себе
немалые препятствия к достижению чистого преданного служения.
Цитаты и комментарии из "Шри Бхаджанарахасйи"
Шрилы Бхактивиноды Тхакура
Ниже приводится цитата из
"Шримад-Бхагаватам" (11.3.30-32):
параспарану-катханам паванам бхагавад-йашах
митхо-ратир-митхастуштирнивриттирмитха атманах
смарантах смарайанташча митхо' гауга харам харим
бхактйа санджатайа бхактйа вибхритйут пулакам
танум
квачид-рундатй ачйута чинтайа квачид-васами
нанданти
вадантй алаукиках
нритйанти гайантй анушилайантй аджам бхаванти
тушним
параметйа нирвритах
"Следует учиться общаться с преданными
Господа и воспевать вместе с ними славу Господу. Это лучший из всех
очистительных процессов. Преданные счастливы и удовлетворены, потому что между
ними существуют любовные дружеские отношения. И, благодаря взаимной поддержке,
преданные в состоянии оставить удовлетворение материальных органов чувств, в
котором кроется главная причина страданий.
Собравшись вместе, преданные Господа постоянно
воспевают Его славу. Таким образом, они не забывают о Нем никогда, потому что
всегда рассказывают друг другу о Его качествах и развлечениях. Таким образом,
их преданность бхакти-йоге приносит удовлетворение Верховной Личности Бога,
который, в свою очередь, избавляет их от всего неблагоприятного и
нежелательного в жизни. Когда преданные полностью очищаются от всего этого, у
них просыпается чистая любовь к Богу, и поэтому даже в этом мире их
одухотворенные тела проявляют признаки трансцендентного экстаза, к примеру, у
них на теле могут вставать дыбом волосы.
Обретя любовь к Богу, преданные, полностью
поглощенные мыслями о непогрешимом Господе, могут иногда громко рыдать,
смеяться, испытывая величайшее наслаждение, громко взывать к Господу, петь и
танцевать. Такие преданные, переступившие пределы обусловленной материальной
жизни, имитируют время от времени нерожденного Верховного, подражая Его деяниям,
а иногда, находясь в Его обществе, они ведут себя тихо и спокойно."
Из "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.156):
каданам йамуна-тире намани тава киртайан
удвашпах пундарикакша рачайишйами тандавам
"О, Господь Пундарикакша, когда же слезы
потекут из моих глаз и я затанцую в экстазе на берегу Ямуны при произнесении
Твоего имени?"